Главная

О музее

Экскурсии

Статьи

Календарь

Юбилейные книги

Фотоархив


Дошка пошани

:: История университета ::

Запорожский край в конце ХIХ - начала ХХ века современники называли "педагогической Меккой". Были ли основания для такого сравнения? Сделаем небольшой экскурс в историю развития местного образования.

Казацкая земля вдохновила ученых-педагогов предыдущих поколений Д.Т. Гнедина, М.А. Корфа, Я.П. Новицкого, М.А. Каришева на развитие образования и педагогической мысли не только в Александровском уезде (до 1921 года город Запорожье носил имя Александровска), а и далеко за пределами края. Именно они и их последователи приложили много усилий для подготовки педагогических кадров и организации народного образования на Запорожской земле. Интенсивное промышленное строительство, формирование банковской системы, развитие торговли в Александровске в начале ХХ столетия требовали и увеличения количества образованных людей.

Необходимо было создать ряд средних учебных заведений, которые давали бы соответствующую подготовку для работы в новых условиях. Эту миссию выполняли механико-техническое училище (сейчас - ЗГТУ), женская (здание третьего корпуса университета) и мужская (первый корпус университета) гимназии и коммерческое училище (на его месте построен второй корпус университета). Сложные и противоречивые события первой мировой войны, революции и гражданской войны временно приостановили развитие педагогического процесса в крае. Но в скором времени после завершения военных действий восстанавливается мирная жизнь в городе, серьезные изменения приходят и в сферу народного образования. 1 декабря 1921 года в Запорожье были открыты 3-летние педагогические курсы, которые имели статус высшего учебного заведения, а в середине 20-х годов они были реорганизованы в педагогический техникум.

Однако время потребовало изменений в системе высшей школы, в том числе и в системе педагогического образования. Возрастало количество школ, перед которыми вставали новые задачи. Требовалось много новых специалистов. Понадобилась другая, приближенная к запросам правящей партии система подготовки учительских кадров. Педтехникумы уже не могли справиться с этими задачами. В 1930 году педагогический техникум был реорганизован в институт социального воспитания с двумя секторами - социального воспитания и профессионального образования, и только с 1933 года он получил звание педагогического института. Первый приказ по институту за подписью директора института Харитонова датирован 25 августа 1930 года. Были назначены первые должностные лица: помощник директора по учебной части в секторе профессионального образования Химич Владимир Николаевич и помощник директора по учебной части в секторе социального воспитания Грабенко Василий Прохорович. На 1 января 1931 года в институте училось 318 студентов, работало 30 преподавателей.

Приоритетной задачей института была подготовка учителей для семилетних школ и профессиональных учебных заведений. Позже в составе института были созданы два факультета: социально-экономический (с историко-экономическим и литературно-лингвистическим отделениями) и технико-математический (с физическим и математическим отделениями). Институт готовил преподавателей для рабфаков, ФЗУ и техникумов. А с августа 1933 года на четырех факультетах - естествознания (с биологическим и химическим отделениями), языка и литературы, физико-математическом и историческом (с историческим и экономическим отделениями) - велась подготовка учителей для средних общеобразовательных школ. Располагался институт в помещениях бывших мужской и женской гимназий и коммерческого училища.

Жизнь в студенческой среде в 30-ые года была достаточно бурной. Молодежь института активно участвовала в общественно-политической жизни города и области. Она была главным генератором идей и энтузиазма в разнообразных походах, рейдах, обзорах, конкурсах, "неделях", "месячниках" и т.п., которых в те динамичные годы было великое множество. Студенты были частыми гостями строителей заводов, выезжали в колхозы и совхозы области и, естественно, много работали в школах.

С приходом нового директора Владимира Антоновича Поселянина работа в вузе значительно оживилась. В деятельности учебного заведения были выделены две проблемы, которые в то время были первоочередными для института (да и не только в то время, а, наверное, и всегда), а именно: укрепление материальной базы института, оснащение лабораторий и кабинетов, а кроме того - улучшение качественного состава преподавательских кадров, и прежде всего повышение их научного уровня. В 1940 году в институте появился первый кандидат наук. Им стал выпускник института Иван Петрович Щербак.

Конец 30-х годов характеризовался положительными изменениями в жизни института. Прежде всего, стабилизировался преподавательский состав, создавались новые кафедры: иностранных языков, зоологии, ботаники; кафедра русской и мировой литературы разделилась на две кафедры - русской и общей литературы. Руководство института стремилось обращать внимание и на те стороны вузовской жизни, которые не были непосредственно связаны с учебным процессом, но, тем не менее, касались пребывания студентов в институте (работа столовой, культурно-массовая работа и т.п.). Профкомом института было разработан интересный и содержательный план оздоровительных мероприятий, который предусматривал экскурсию по маршруту Москва-Ленинград; шлюпочный поход Запорожье-Херсон; пеший поход в Крым; велопробег Запорожье - Ялта; восхождение альпинистов на одну из вершин Кавказа; сбор фольклорных материалов в районе Каховка - Аскания-Нова и т.п.

Накануне Великой Отечественной войны институт уже занял одно из ведущих мест среди педагогических вузов республики. Если в 1933/34 учебном году количество студентов в институте составляло 1628 человек, то в предвоенном, 1940/1941 году их численность выросла до 4062 человек, занимались преподаванием в этот период 86 сотрудников. За довоенные годы пединститут подготовил более 7 тысяч учителей.

22 июня 1941 года началась война, которая расколола жизнь всей страны на "до" и "после". Сразу же после митинга преподаватели И.П.Щербак, И.И.Бондаренко, М.П.Тараненко, А.И.Черенков, Ф.К.Гужва, М.Л.Горбачёв, студенты Ф.Борщевский, П.Донченко, М.Шлома и прочие обратились в военкомат с просьбой о мобилизации их на фронт. Свыше двух тысяч воспитанников и преподавателей института побывало на фронтах Великой Отечественной войны. В связи с приближением врага к городу началась подготовка института к эвакуации. 15 августа 1941 года коллектив преподавателей и студентов отправился в далекий путь - Среднюю Азию, в город Ленинабад Таджикской ССР. Последний приказ директора института был подписан 3 сентября 1941 года.

По-разному сложилась судьба преподавателей, сотрудников и студентов института в годы тяжёлых испытаний. Командир разведвзвода Андрей Бобруль, рискуя жизнью, обеспечивал связь с огневыми позициями и погиб в районе Батайска во время налета немецкой авиации. Фёдор Борщевский, возглавив взвод минометов, был участником освобождения Феодосии и Севастополя. После тяжёлого ранения возвратился в институт. Выпускник 1940 года Иван Бабак в годы войны стал прославленным летчиком-истребителем, Героем Советского Союза. Вечно молодыми остались В.Поселянин, Е.Суслов, В.Уколов, К.Гайдук, П.Первушин и многие другие.

Через четыре дня после освобождения Запорожья, 18 октября 1943 года, начались работы по восстановлению института. Еще неизвестно было, где будет учебный корпус, так как бывшие здания института были разрушены, а первым приказом исполняющего обязанности директора института И.Я.Мороза начало обучения было назначено на 28 октября, утверждались руководители факультетов, кафедр. В начале декабря приступили к выполнению обязанностей 15 преподавателей, заполнили студенческие аудитории 109 человек.

В послевоенное время в институте готовили филологов, физиков, математиков, химиков и биологов. 60-тые годы внесли новые изменения в структуру института - началась подготовка учителей музыки и пения, английского, немецкого и французского языков, физической культуры. В начале 70-х годов начал работать исторический факультет. За 55 лет своего существования педагогический институт подготовил более 32 тысяч высококвалифицированных учителей разных специальностей. Среди них - бывший министр образования Украины Н.В. Фоменко, заместители министра образования России и Киргизии Л.К. Балясная и Я.М. Глущенко, лауреат Государственной премии Украины И.П. Щербак, народный депутат Украины С.В. Соболев, заслуженные учителя Украины П.П. Андрейкина, Л.Д. Гайдар, А.А. Кузьменко, В.М. Лупинос.

Необходимость открытия в Запорожье университета диктовалась объективными условиями развития региона в целом. За послевоенные годы темпы развития народного хозяйства, науки, образования, культуры возрастали - соответственно требованиям времени. Зарождались новые области экономики. Ощущалась острая потребность кадров новейших специальностей и нового качественного уровня. Дефицит могло заполнить лишь учебное заведение высшего, университетского типа.

16 августа 1985 года Запорожский государственный педагогический институт был реорганизован в классический университет. Такому решению правительства предшествовала довольно серьезная подготовительная работа, в которой непосредственное участие брали руководители области, промышленные предприятия, коллектив вуза. Ректором новообразованного университета был назначен доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, Вячеслав Александрович Толок. Первый университетский прием составлял 980 студентов - 500 было принято на дневное отделение, 250 - на вечернее и 230 - на заочное. Об остроте конкурса говорит статистика: на разные специальности вуза на одно место претендовали от 2 до 10 абитуриентов и такой конкурс держится почти каждый год. Согласитесь: такие данные свидетельствуют о значительном авторитете учебного заведения.

За первое десятилетие своего существования университет дал стране 8112 специалистов высшей квалификации, значительная часть которых имеет две специальности. В предъюбилейном 1994-95 учебном году выпущено 1006 специалистов, из которых 93 получили дипломы с отличием.

За годы существования университета существенным образом изменилась его структура. В 1987 году был открыт биологический факультет. В 1990 году состоялось разделение физико-математического факультета на физический и математический факультеты. В следующем году открылся экономико-правовой факультет, который позднее был разделён на два - экономический и юридический. В 1992 году создан факультет дополнительной специальности, на базе которого открыт факультет социальной педагогики и психологии и факультет последипломного образования. В 1995 году были открыты факультеты менеджмента и довузовской подготовки. В 1996 году состоялось переименование математического факультета в факультет математики и экономической кибернетики, а в 1997 году - факультета романо-германской филологии в факультет иностранной филологии.

Коллектив нового университета прошел большой и сложный путь весьма стремительного развития и становления. Это иллюстрирует сухой, однако убедительный язык цифр. В 1984-85 учебном году, последнем году функционирования Запорожского пединститута, на шести его факультетах обучалось 2238 студентов дневного отделения и 761 заочного. В 1995-96 учебном году на дневное отделение поступило 5064 студента, на заочное - 2395.

Ректорат, ученый совет особое внимание уделяли количественному и качественному росту научно-преподавательского состава молодого вуза. На 1 января 1986 года в университете работал 271 преподаватель, в том числе 10 профессоров, докторов наук, 146 доцентов, кандидатов наук. А на начало 1995-96 учебного года преподавательскую и научную деятельность здесь уже осуществляли 523 ученых, из них профессоров, докторов наук - 42, доцентов, кандидатов наук - 251. Кадры высочайшей квалификации готовятся в докторантуре по четырём и в аспирантуре - по 28 специальностям. Вместе с тем созданы все возможные условия для обучения аспирантов и докторов наук в других вузах государства.

Кроме того, следует отметить, что научную и преподавательскую работу на кафедрах университета ведут научные работники, известные за пределами Украины. Некоторые из них избраны членами отраслевых академий, удостоены почетных званий и государственных премий. Среди них - доктор технических наук, профессор В. А. Толок, академик Международной Академии информатизации, а также Украинской технологической академии; академики отраслевых академий, доктора наук, профессора А. М. Горбун, В. 3. Грищак и В. А. Перепелица. Лауреатами Государственной премии являются доктора наук, профессора Г. Д. Брехаря и Э. С. Фалькевич.

Отметим, что ректорат, профессорско-преподавательский коллектив на протяжении всего первого десятилетия вели и продолжают вести поиск, вводят в практику новейшие методики преподавания. Их главная цель - непрерывное повышение уровня подготовки специалистов высшей квалификации. Опыт всех факультетов, а также опыт других вузов страны и зарубежья, обобщается и распространяется путем издания методических пособий в необходимых тиражах. Вместе с тем в стенах Запорожского университета систематически проводятся областные, республиканские, а также международные научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы по актуальным проблемам современной науки. К участию в них привлекаются не только ученые, преподаватели, но и заинтересованные студенты.

24 декабря 2004 года вышел указ президента Украины Кучмы Л.Д. №1536 «Про присвоение Запорожскому государственному университету статуса национального».

Как сказано в этом документе, высокий статус присваивается, «учитывая общенациональное и международное признание результатов деятельности ЗГУ, его весомый вклад в развитие национальной науки».



Музей ЗНУ © 2011 Запорожский национальный университет