Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / В Украине распространено гендерное неравенство

В Украине распространено гендерное неравенство

30.03.2011 12:47

В рамках проекта "Политика гендерного паритета" 28 марта на факультете социальной педагогики и психологии ЗНУ состоялся гендерный ФОРУМ - 2011 "Реформы и гендерные проблемы общества". Актуальные вопросы форума бурно обсуждались слушателями. Среди докладчиков и слушателей присутствовали как государственные служащие, должностные лица, общественные деятели, ученые, педагоги, так и студенческая молодежь, волонтеры и лидеры студенческого движения.

Организаторами форума выступили Запорожская областная госадминистрация, Управление по делам семьи и молодежи, Служба по делам детей, Главное управление труда и защиты населения, Комитет по делам семьи и молодежи Запорожского горисполкома, Запорожский областной центр занятости, Запорожская женская организация "Центр общественно-социальных инициатив", Запорожский национальный университет, в частности факультеты социальной педагогики и психологии, социологии и управления.
Особое внимание участники форума уделили реформам общества и гендерным проблемам, развитию политики гендерного паритета, защиты прав женщин и детей, гендерных аспектов безработицы, проблемам гендерной культуры и стереотипов студентов, гендерного образования и просвещения, гендерно-чувствительной коррекционной работы по проблемам насилия, гендерному компоненту программ социальных служб молодежи, социальной ответственности общественных организаций. 12
Участников форума приветствовала декан факультета социальной педагогики и психологии ЗНУ Ольга Пономаренко. Любовь Яровая, заместитель начальника Управления по делам семьи, молодежи и спорта ЗОГА, выразила благодарность организаторам и участникам, которые исследуют такую ​​насущную проблему общества и намечают пути ее преодоления.
Заместитель начальника службы по делам детей ЗОГА Ольга Сергеева рассказала о формировании гендерного подхода в государстве. За годы независимости Украины семнадцать раз реорганизовывалась структура, которая занималась гендерными вопросами. В прошлом году она была ликвидирована, а ее функции распределены между отдельными министерствами. С 2005 года принят Закон Украины об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин и ряд подзаконных актов. То есть база существует, однако сегодня этими вопросами занимаются в основном общественные организации.
Проблема гендерного неравенства в нашем обществе стоит очень остро и влияет на все сферы жизни. Неравенство прав мужчин и женщин влияет на структуры управления и распределения ресурсов. Соотношение, особенно на высших уровнях власти, составляет: около 92% - мужчины, примерно 7% - женщины. Средние зарплаты для женщин в нашем государстве составляют примерно 1600 гривен, для мужчин - 25002гривен. Гендерное неравенство весьма остро проявляется в сфере занятости населения: безработица, в основном, имеет женское лицо.
Елена Житова, начальник отдела организации профориентационной работы ЗОЦЗ, доложила о мерах, которые проводят областной и городские центры занятости для преодоления проблем женской безработицы. Наталья Омельченко, преподаватель факультета социологии и управления ЗНУ, представила исследование гендерных стереотипов в нашем обществе.
Анастасия Битко и Анастасия Веселовская, студентки факультета социологии и управления, рассказали о результатах социологического исследования «Гендерные стереотипы в сознании студентов ЗНУ». Опрос прошли 200 студентов всех 13 факультетов университета. Оказалось, что наличие в Украине гендерного неравенства принимают большинство студентов (58% мужчин и 68% женщин). Однако приоритетное влияние на формирование сознания и тех, и других принадлежит патриархальным стереотипам, которые очень сильны в нашем обществе и влияют в основном отрицательно на все сферы человеческой деятельности. Особенно это касается семьи, бизнеса, политики, деловых отношений, рынка труда.
Однако, не все гендерные стереотипы являются отрицательными. Они положительно влияют на формирование представления о разнице свойств характера мужчины и женщины. Так, студенты отмечают как качаства женщин - кротость, эмоциональность, гибкость. Для мужчин характерны решительность, смелость, мужество и т.д. Интересно, что 68% студентов отметили: на профессиональные качества преподавателей не влияет принадлежность к определенному полу. Однако, заметили, что преподаватели-мужчины более открыты в общении со студентами. А на профессиональную деятельность женщин часто влияют семейные обстоятельства.
1 С докладами на форуме выступили также замначальника ЦССМ Игорь Мещан, директор Центра социально-психологической помощи г. Запорожья Ирина Куратченко, старший преподаватель ЗОАППО Зеля Дорошенко, психолог Ольга Черняк, доценты кафедры практической психологии Марианна Ткалич и кафедры педагогики и психологии Татьяна Голованова, а также Светлана Самарская, Игорь Васильев и другие общественные деятели. В подготовке и работе форума активное участие приняли студенты СПП Анна Ткач, Александра Чирка, Юлия Нестер, лидер Запорожской областной общественной организации «Вариант» Ольга Новикова. К обсуждению вопросов форума присоединились студенты факультета физического воспитания и педагоги школ г. Запорожья. Результаты обсуждения злободневных тем участники форума оформили в виде выводов и советов для дальнейшей работы по внедрению гендерной политики во все сферы жизнедеятельности общества:

Для целенаправленной работы в условиях реформ общества на государственном уровне должен быть четко определен субъект гендерной политики, цель и ресурсы. Необходимо разработать и внедрить эффективные механизмы, которые обеспечат женщинам возможность участвовать в принятии общественно важных решений.
• Создать условия для обеспечения равных возможностей на рынке труда (введение принципа равной оплаты за труд равной ценности, недопущение дискриминации в сфере труда, преодоление гендерной профессиональной сегрегации).
• Формировать культуру гендерного паритета в обществе.
• Развивать систему образования, свободную от гендерных стереотипов, внедрять гендерный компонент на всех уровнях образования, проводить и применять результаты научных исследований по гендерной проблематике в общественной жизни.
• Совершенствовать национальный механизм предотвращения и противодействия гендерному насилию, торговле людьми, формирование в сознании общества неприятия любых форм насилия.
• Создавать условия для гармонизации профессиональных и семейных отношений.
• Вводить системы эффективного реагирования на факты гендерной дискриминации.

Елена Хлыстун