Проректор Геннадий Васильчук представил образовательному сообществу основные тезисы Закона «О научной и научно-технической деятельности»
30 ноября во время ректората проректор по научной работе Запорожского национального университета, профессор Геннадий Васильчук доложил об основных положениях недавно принятого Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Этот закон непосредственно касается деятельности отечественных высших учебных заведений. Ниже мы приводим основные тезисы доклада Геннадия Николаевича, чтобы все желающие могли ознакомиться с ними.
26 ноября 2015 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности», который определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития в сфере научной и научно-технической деятельности, создает условия для осуществления научной и научно-технической деятельности, удовлетворения потребностей общества и государства в технологическом развитии путем взаимодействия образования, науки, бизнеса и власти.
В Разделе І «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» определен понятийный аппарат нового Закона, в котором уточняются такие категории как:
- научный сотрудник – ученый, который имеет высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, согласно трудовому договору (контракту) профессионально осуществляет научную, научно-техническую, научно-организационную, научно-педагогическую деятельность и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени или ученого звания, подтвержденную результатами аттестации в случаях, определенных законодательством;
- научно-педагогический работник – ученый, который имеет высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, согласно трудовому договору (контракту) в университете, академии, институте профессионально осуществляет педагогическую и научную или научно-педагогическую деятельность и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени или ученого звания, подтвержденную результатами аттестации в случаях, определенных законодательством;
- молодой ученый – ученый в возрасте до 35 лет, который имеет высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, или ученый в возрасте до 40 лет, имеющий ученую степень доктора наук или учится в докторантуре;
- научное подразделение – структурное подразделение юридического лица, основной задачей которого является осуществление научной, научно-технической или научно-организационной деятельности, в штате которого должности научных работников составляют не менее 50 процентов. Типами научного подразделения является институт, научно-исследовательская часть, управление, отделение, комплекс, центр, отдел, лаборатория, секция, сектор, бюро, группа, филиал, опытная станция, опытное поле, ботанический сад, дендропарк, обсерватория, научная (научно-техническая) библиотека, научный (научно-технический) музей;
а также добавлены такие категории как:
- Европейское исследовательское пространство – система программ и политических инструментов, что объединяет институциональную среду исследований и разработку государств – участниц Европейского Союза и ассоциированных членов с целью развития международного научно-технического сотрудничества, свободного трансфера знаний, мобильности исследователей;
- опытное производство – структурное подразделение научного учреждения, университета, академии, института или юридическое лицо, основной деятельностью которого являются изготовление и апробация опытных образцов, полезных моделей, новых продуктов, технологических процессов, оказание соответствующих услуг, связанных с этой деятельностью, т. д.
Раздел II Закона определяет ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, новациями которого является:
- статья 6, которая предусматривает новые условия труда для научных работников и специалистов вузов, перечень должностей которых согласовывается ученым или научно-техническим советом, для которых может устанавливаться гибкий режим рабочего времени с саморегулированием времени начала, окончания и продолжительности рабочего времени в течение рабочего дня, а также по решению руководителя по согласованию с первичной профсоюзной организацией может вводиться дистанционный режим труда. Кроме этого, эта статья обращает внимание на то, что научный работник не может быть принужден к проведению научных исследований, если они или их результаты наносят или могут наносить ущерб здоровью и жизни человека, окружающей природной среде, а также не может быть привлечен к ответственности за отказ от участия в таких исследованиях;
- статья 7, которая позволяет научным учреждениям и национальным академиям наук основывать высшие учебные заведения, осуществлять обучение по программам последипломного образования, а также образовывать совместно с вузами специализированные кафедры для подготовки специалистов по квалификационному уровню магистра и (или) доктора философии и размещать собственные структурные подразделения (лаборатории) на базе учебного заведения на основании соответствующего договора;
- статья 13, которая предоставляет возможность создания в форме структурного подразделения или самостоятельного юридического лица Центров коллективного пользования научным оборудованием, которые могут предоставлять доступ как бесплатного пользования приборами и оборудованием работникам вузов и научных учреждений, так и платные услуги в установленном законодательством порядке. К тому же, центрам коллективного пользования научным оборудованием, которые являются юридическими лицами государственной формы собственности, может передаваться во временное безвозмездное пользование научное оборудование для оказания услуг без права его отчуждения;
- статья 15, которая предусматривает создание Государственных ключевых лабораторий, которые могут быть новым юридическим лицом или объединением научных групп учреждений и (или) университетов, с финансированием за счет целевых программ Национального фонда исследований и других фондов, международных грантов и средств сторон – участников такой лаборатории. Статус государственной ключевой лаборатории предоставляется ЦОИВ на период от 5 до 7 лет;
- статья 19, которая указывает на то, что государственные гарантии обеспечения научной деятельности, определенные этим Законом, в том числе и гарантии научно-педагогическим работникам распространяются только на те высшие учебные заведения, которые пройдут государственную аттестацию в части осуществления ими научной деятельности в порядке, определенном КМУ;
- статья 20, согласно которой при КМУ под председательством Премьер-министра Украины создается Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий, который будет состоять из Научного и Административного комитетов в равном количестве, руководители которых являются заместителями председателя.
- статья 21, которая определяет полномочия Научного и Административного комитетов Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. Состав Научного комитета формируется из 24 ученых, представляющих научное сообщество, которые являются научными лидерами, имеют выдающиеся научные достижения, безупречную научную репутацию и доверие в научной среде. Глава Научного комитета избирается членами Научного комитета из его состава. Члены Научного комитета, в свою очередь, избираются Идентификационным комитетом по вопросам науки сроком на 4 года и исполняют свои обязанности на общественных началах. Членами Научного комитета не могут быть руководители научных учреждений и организаций, высших учебных заведений. Каждые два года должно происходить обновление не менее половины персонального состава Научного комитета. Персональный состав Административного комитета формирует КМУ из числа руководителей (заместителей руководителей) ЦОИВ, национальных академий наук, областных (городских) государственных администраций, научных учреждений, ВУЗОВ, инновационных структур. Возглавляет комитет руководитель ЦОИВ в сфере науки;
- статья 22, в соответствии с которой при КМУ создается совещательный орган из 9 человек - Идентификационный комитет по вопросам науки, который на конкурсной основе избирает персональный состав Научного комитета Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. Идентификационный комитет формируется из отечественных и иностранных ученых, которые имеют весомые научные достижения, безупречную научную репутацию и доверие в научной среде. Предложения относительно кандидатов в члены Идентификационного комитета предоставляются украинскими и иностранными научными учреждениями, научными организациями, общественными научными организациями, научными фондами, а также международными и национальными советами по науке. Самовыдвижение не допускается. К участию в конкурсе допускаются только лица, которые являются докторами наук (для иностранных ученых – докторами философии) и имеют опыт руководства международными проектами.
Кандидатами в члены Идентификационного комитета могут быть руководители украинских научных организаций, научных учреждений, высших учебных заведений;
- статья 26, которая отмечает возможность создания научных лицеев или лицеев-интернатов, которые имеют статус бюджетного учреждения и финансируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, или других источников, не запрещенных законодательством.
Раздел III определяет ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧЕНЫХ, НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ, в частности,
- статья 31 дополняет перечень должностей научных работников должностями: руководитель (заместитель руководителя), ведущий редактор научного издательства, редакции научного издания;
- статья 33 вводит новое понятие «научная командировка», которой считается командировка научного (научно-педагогического) работника, аспиранта, докторанта на определенный срок (до 90 дней) для проведения научной или научно-педагогической работы, участия в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, научных школах, экспедициях вне места его основной работы при наличии приглашения принимающей стороны, либо направления учреждения, где работает ученый;
- статья 34 вводит порядок научной стажировки в другие научные учреждения и высшие учебные заведения, в том числе за границу, которая может происходить как по инициативе научного (научно-педагогического) работника, так и по инициативе вуза сроком до двух лет. Финансирование расходов, связанных с научной стажировкой, может осуществляться за счет средств научного учреждения (высшего учебного заведения), что направляет личность на научную стажировку, средств, предусмотренных в Государственном бюджете по соответствующей бюджетной программе, грантов, средств принимающей стороны и других источников, не запрещенных законодательством. Во время научной стажировки за научным (научно-педагогическим) работником, аспирантом, докторантом сохраняется его основное место работы или обучения. Период научной стажировки засчитывается в научный стаж научного и научно-педагогического работника. В соответствии с решением ученого (научно-технического) совета высшего учебного заведения научная стажировка может быть приравнена к повышению квалификации;
- статья 36 декларирует установление ставок (окладов) научным работникам, исходя из расчета должностного оклада младшего научного сотрудника на уровне не ниже двойной заработной платы в промышленности в целом по Украине, а также создание условий для мотивации молодых ученых путем сохранения доплат за научную степень и ученое звание при определении стипендиального обеспечения докторантов, а также финансирование научных командировок и стажировок, в том числе за рубежом;
- статья 37 указывает условия пенсионного обеспечения научного (научно-педагогического) работника, согласно которой научная пенсия назначается в размере 80 процентов суммы заработной платы после достижения мужчинами 62 лет при наличии стажа научной работы не менее 20 лет, женщинами – пенсионного возраста при наличии стажа научной работы не менее 15 лет, при условии освобождения с должности научного (научно-педагогического) работника, кроме лиц, работающих по срочному трудовому договору (контракту), заключенному после достижения пенсионного возраста, а также лицам, которые на момент обращения за назначением пенсии работают на любых должностях в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от формы собственности и имеющих необходимый стаж научной работы.
Для исчисления пенсии учитывается заработная плата научного (научно-педагогического) работника за весь период страхового стажа на должностях научного (научно-педагогического) работника, начиная с 1 июля 2000 года. В случае, если этот стаж менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата по основному месту работы за любые 60 календарных месяцев страхового стажа на должностях научного (научно-педагогического) работника подряд до 1 июля 2000 года.
Во время выхода на пенсию с должности научного (научно-педагогического) работника ему выплачивается денежная помощь в размере шести месячных должностных окладов (ставок) с учетом надбавок и доплат при наличии стажа научной работы не менее 12,5 лет для мужчин, 10 лет - для женщин. Научный (научно-педагогический) работник, уволен с работы в связи с осуждением за умышленное преступление, совершенное с использованием своего должностного положения, или в связи с привлечением к ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, лишается права на получение пенсии, предусмотренного этой статьей. В таком случае пенсия научным (научно-педагогическим) работникам назначается на общих основаниях.
В Разделе V раскрываются ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в том числе:
- статья 47 предусматривает обеспечение к 2025 году увеличения объема финансирования науки за счет всех источников до 3% согласно Лиссабонской стратегии ЕС, а также освобождения от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость из научных приборов, оборудования, запасных частей и расходных материалов к ним, реактивов, образцов, научной литературы в бумажном и электронном виде;
- статья 48 устанавливает финансовые условия обеспечения научной и научно-технической деятельности, в соответствии с которой государство обеспечивает бюджетное финансирование науки в размере не менее 1,7% ВВП, часть которого направляется на конкурсное финансирование через Национальный фонд исследований, который ежегодно увеличивается. Бюджетное финансирование науки включает в себя базовое финансирование основной деятельности государственных научных учреждений и научных исследований вузов, конкурсное грантовое финансирование, финансирование целевых проектов на конкурсной основе без применения процедур закупки, а также согласно статьям 56, 57 – финансирование государственных целевых научных и научно-технических программ и государственного заказа на важнейшие научно-технические (экспериментальные) разработки и научно-техническую продукцию;
- статья 49 определяет Статус и задачи Национального фонда исследований Украины, который создается вместо РФФИ и осуществляет на конкурсной основе следующие виды грантовой поддержки как индивидуальный грант, коллективный грант, институциональный грант;
- статья 60 предусматривает, что государственные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения могут быть учредителями и соучредителями хозяйственных обществ и принимать участие в формировании уставного капитала такого хозяйственного общества, но исключительно путем внесения в него имущественных прав интеллектуальной собственности, исключительные имущественные права на которые сохраняются за государственным научным учреждением или государственным вузам;
- статья 66 определяет особенности государственной поддержки международного научного и научно-технического сотрудничества, согласно которой поступления в иностранной валюте за международно-техническими программами и проектами освобождаются от обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины, а оплата расходов, связанных с реализацией международно-технических программ и проектов, которые выполняют государственные научные учреждения и высшие учебные заведения, осуществляется в первоочередном порядке в полном объеме. Срок перечисления указанных средств органами Государственной казначейской службы Украины не может превышать одного дня со дня регистрации финансовых обязательств государственных научных учреждений и высших учебных заведений.
Раздел VI характеризует ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, согласно которым Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме:
- абзаца первого части второй статьи 36 этого Закона относительно установления ставок научным работникам, исходя из расчета должностного оклада младшего научного сотрудника на уровне не ниже двойной заработной платы в промышленности, который вступает в силу с 1 января 2017 года;
- положения об обеспечении бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7 % ВВП, которое вступает в силу с 1 января 2020 года;
- части второй статьи 47, которая вступает в силу со дня введения в действие изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины научных приборов, оборудования, запасных частей и расходных материалов к ним, реактивов, образцов, научной литературы в бумажном и электронном виде;
- части четвертой статьи 60, которая вступает в силу со дня введения в действие изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно отнесения к собственным поступлениям и определения направлений использования доходов, полученных в виде части прибыли от деятельности хозяйственного общества (дивидендов), а также доходов, полученных научными учреждениями и высшими учебными заведениями от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ.
С полным текстом Закона можно ознакомиться на сайте научно-исследовательской части по ссылке: http://web.znu.edu.ua/NIS/555.ukr.html
Стоит отметить, что эти тезисы были предоставлены для ознакомления всем структурным подразделениям нашего университета.
Виктория Меняйло,
начальник научно-исследовательской части