Визит в ЗНУ начальника департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослава Болюбаша
16 февраля 2006 года Запорожский национальный университет с рабочим визитом посетил начальник департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Яковлевич БОЛЮБАШ, который встретился c коллективом преподавателей и сотрудников, а также c представителями студенчества нашего вуза. Обсуждались актуальные вопросы, связанные с реформированием высшего образования.
На встречи присутствовали руководители других высших учебных заведений Запорожья разных уровней аккредитации, чиновники областного и городского управлений образования. р> <р>- В департаменте высшего образования последний месяц продолжается напряженная работа, - сказал он, - 22-23 февраля состоится двухдневное заседание итоговой коллегии по вопросам высшего образования и науки. В газете «Освіта України» будут напечатаны соответствующие материалы из доклада министра. Я, пользуясь случаем, попытаюсь сжато пересказать вам содержание. Хочу сказать, что нас в департаменте высшего образования поражает появление каких-то публикаций, в которых речь идет о том, что студенты и преподаватели ничего не знают о Болонском процессе. Скажу вам вот что: Болонский процесс – это неизбежный процесс. р>
В мире сформировалось три крупнейших субъекта конкуренции в сфере образования. Это Северная Америка, Восточная Азия и Европа. Америка, в частности США, все время выигрывает в своих достижениях за счет чужих умов. В Европе практически все страны - сорок пять участников - присоединились к Болонскому процессу, для того, чтоб быть конкурентоспособными на рынке образовательных и научных услуг. р>
Что это означает? Это прежде всего, обеспечение высокого качества образования. Следующее – обеспечение мобильности студентов, их возможности учиться в учебных заведениях разных стран. Третье – обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. А для этого закладываются соответствующие принципы: трехуровневая подготовка – бакалавр, магистр, доктор; кредитно-трансферная система организации учебного процесса. Для правильной интерпретации того, или иного понятия, мы готовим глоссарий, который будет распечатан и издан. Во второй-третьей декаде марта проведем семинар с ответственными за введение кредитно-трансферной системы. Одна из наших коллег готовит пособие, где все очень подробно объясняется. р>
Есть один важный момент в Болонском процессе – две рубежные даты: 2007 год, когда Европейский комитет по вопросам Болонского процесса будет проводить у нас мониторинг. И второй этап – это 2010 год, когда вся Европа должна договориться, принять решение и разработать нормативную базу, чтобы это единое европейское образовательное пространство функционировало. Интересен факт: Болонский процесс не нивелирует национальные особенности, влияет на содержание образования, но должно быть высокое качество образования и ступенчатое образование – бакалавр, магистр, аспирантура, которая становится обязательной в цикле обучения. р>
Это нужно для того, чтобы предупредить случаи, когда человек ни в одной библиотеке не записан, ни одной лекции не читал, уже кандидат наук. За последние годы в несколько раз увеличилось количество защит диссертаций по экономическим наукам, а экономика у нас не на высоте. То же самое касается и юридических наук. г>
Ми должны выйти на эти два рубежа, но почему-то не торопимся. Почему? Мы не имеем права отстать, но не можем и опередить процесс, потому что во всей Европе сейчас формируется перечень направлений и специальностей. Вы, пожалуй, из слышали, что сейчас разработан и одобрен коллегией проект знаний и направлений, адаптированных к европейским требованиям. Но проблема в том, что такого европейского перечня просто не существует. И если мы сейчас, торопясь, примем его, то опередим Европу. р>
Кроме того, мы хотим, чтобы названия специальностей соответствовали европейским названиям. Мы уже разработали проект приложения к диплому европейского образца, содержащий полную информацию и о системе образования, и о систему оценивания, так как европейская система оценивания семибальная, а в нашей высшей школе сейчас действует четырехбальная – “неудовлетворительно”, “удовлетворительно”, “хорошо” и “отлично”. Нам в свое время навязывали еще двенадцатибалльную, мы отказались. Сейчас мы выходим на семибальную. р>
Есть проблемы с понятием “кредит”. Мы предложили вам тридцать шесть часов, хотя в Европе сейчас кредит тридцать часов. И в год сорок недель – обучение студента. В году пятьдесят две недели. Представьте себе, что в году будет двенадцать недель – это два месяца каникул! Молодому человеку надо интенсивно учиться. Поэтому еще много проблем. р>
Ми имеем сегодня проблемы с переводчиками, с исследователями. Пользуясь случаем, приглашаю вас присоединиться: включиться в сравнительные исследования, особенно молодых людей, изучайте эту тематику, она дисертабельна. г>
К сожалению, у нас нет на сегодняшний день понимания этих проблем со стороны ректоров и, я считаю, и со стороны студентов. Что значит получить приложение к диплому, который прочтут в Австрии, Испании, где угодно?! Поскольку на сегодня по статистике за границей находится пять-шесть миллионов наших граждан. Я убежден, что из них где-то больше половины – это лица с высшим образованием. Но у них не спрашивают дипломы. Мы все делаем для того, чтобы признавали наши дипломы. Сейчас в Польше дефицит учителей. А почему? Потому что когда Польша стала членом Союза, учителя поехали в Германию работать, ведь там выше зарплата. В результате из наших галицких школ целыми группами едут к ним работать учителями и, кстати, все очень довольны нашими специалистами, потому что система подготовки педагогов у нас хорошая. р>
Так что реформа образования даст возможность студенту адаптироваться: мы станем открытым государством и появиться возможность обмена опытом. г>
Самая большая проблема будет с преподавателями. Во-первых, введение кредитно-трансферной системы на первых порах – это огромная дополнительная работа. У нас нет настолько высокого ресурсного обеспечения. Это доступ к информационным ресурсам через компьютеры: и дома не каждый имеет выход в Интернет, и в учебных заведениях недостаточно компьютеров. Преподаватели не владеют соответствующими технологиями. И еще последнее – что у нас эти технологии не разработаны.
В первую очередь надо побороть свою психологию. р>
Значит, я вам более-менее описал все, что предполагается ввести с 2007-2008 учебного года. Не с 2006-2007-го! Работайте по старым программам, потому что перечень программ надо вводить тогда, когда уже будет разработано содержание образования.
Мы, конечно, пересматриваем подходы к стандартам. Надо менять систему лицензирования и аккредитации. Конечно, надо вводить промежуточный этап аттестации студентов. Мы определили грань – второй курс. р>
Ми, кстати, в этом году впервые проводим рейтинг высших учебных заведений по группам. Там девять групп: классические, педагогические, технические, технологические и так далее. И каждый ректор увидел, на каком же он месте. р>
На сегодня в Украине 430 университетов, институтов, академий на 47 миллионов населения. Великобритания имеет 96 университетов, Франция – 78, Италия – 65, Испания – 47, Польша - 11. Недоумение у западных экспертов вызывает не столько количество учреждений, сколько эффективность их функционирования. Выгоднее объединять как вузы, так и кафедры. р>
Выживает высшая школа за счет плательщиков. В этом году приняли 572 тысяч человек на первый курс в вузы первого-четвертого уровня аккредитации, третьего-четвертого – 396 тысяч. А выпуск был – 477 тысяч. Мы сегодня берем студента в качестве “студент-кредитор”, только бы платил. Хуже всего в этой ситуации, что преподаватель портится: он адаптируется к таким условиям, когда много слабых студентов слабые, и его уровень также понижается. р>
Ярослав Яковлевич призвал задуматься присутствующих над тем, что наше отечественное образование имеет впечатляющие достижения в фундаментальном математическом образовании, инженерно-техническом. А сейчас идет массовая подготовка экономистов, юристов, менеджеров, так же как это уже произошло на Западе, уменьшается количество людей, которые желают заниматься серьезной наукой, и увеличивается количество тех, кто стремится просто зарабатывать деньги. Учитывая этот и прочие факторы, следует прилагать все усилия, чтобы изменяя систему образования, мы не потеряли лучшие традиции. р>
Пользуясь случаем, журналисты университетских СМИ попросили Ярослава Болюбаша прокомментировать свое отношение к скандалам, связанных с именами бывших руководителей ЗНУ. На что он, в частности, сказал:
- Надеемся, что Запорожский национальный университет возобновит свою репутацию. Сегодняшняя моя встреча с коллективом показала: здесь глаза полны оптимизма. Я хочу сказать: слава Богу, что все это уже прекратилось – дух борьбы, эта ошибочная практика. Надо работать, а не бороться, и этим трудом достигать высоких результатов, а не борьбой. р>