С 4 по 8 мая в городе Ирпень (Киевская область) по инициативе украинского независимого издательства «Смолоскип» прошел ежегодный съезд творческой молодежи. Запорожский национальный университет представили инженер первой категории вычислительного центра Татьяна Савченко и студент 5 курса факультета журналистики Олесь Барлиг.
Программа мероприятий в Ирпени была
достаточно насыщенной. Кроме традиционных круглых столов (а их ежедневно
проводились два-три), молодых авторов ожидали поэтические выступления, финал
всеукраинского конкурса чтения поэзий «Молодое вино», флеш- и арт-презентации.
Но обо всем этом по порядку.
В помещении издательства состоялся круглый стол «Активный патриотизм
популярного искусства – суррогат или альтернатива политикам?». Его целью было
выяснить, как сегодня реализуется связь между искусством и политикой,
насколько отличаются эти два социальных института и можно ли политику назвать
искусством, а искусство – политикой. В тот же день в КМЦ Национального
Университета «Киево-могилянская Академия» вручали «смолоскиповские» награды. В
номинации «Проза» впервые за последние шесть лет присудили первое место (до
этого, с точки зрения жюри, ни одна конкурсная работа первого места не
заслуживала). Победительницей стала Ольга Пунина из Донецка (сборник «Влияние
современной украинской поэзии на сексуальность неземных существ»). Второе
место в номинации «Поэзия» заняли Ярослав Гадзинский (сборник «Флаги из
плащаниц») и Оксана Максимчук (сборник «Охота»). В номинации «Исследование»
второе место занял труд Андрея Смирнова («Общественно-политическая
деятельность С. Скрипника в 1930-1942 гг.).
Круглые столы следующих дней были посвящены как истории украинской литературы
так и проблемам ее настоящего. В частности, в докладе на тему «Культурные табу
и внутренняя цензура автора» авторы пытались выяснить, какие темы теперь
актуальны, чего хотят достичь современные писатели, нарушая в своих
произведениях морально-этические запреты. Во время круглого стола
«Актуальность как мотивация художественного творчества» докладчики попробовали
рассмотреть сущность понятия «актуальность» и проиллюстрировать его примерами
из современной поэзии. Менее активно, чем ожидалось, прошел круглый стол
«Авангард – модернизм – постмодернизм: идеи и границы».
Обсуждение темы «Сюрреалистический эксперимент в украинском искусстве» пришло
к выводу, что яркого проявления сюрреалистической литературы в контексте
французской манифестации этого явления в Украине не было. Достаточно бурные
дискуссии вызывала тема «Этнофольклор и развитие украинского фэнтези». Как
докладчики, так и приглашенные молодые авторы пытались выяснить, где же
проходит граница между фэнтези, фантастикой и литературой с фантастическими
элементами. На круглом столе «Как и где изучать украинскую литературу?» был
затронут вопрос профессиональности преподавателей украинской литературы и
поставлен под сомнение уровень знаний выпускников филологических факультетов.
Одной из наиболее резонансных оказалась тема «АВТОРСТВО: феминистическая
критика в современной украинской культуре». Ее модераторы разграничили
феминистическую критику и феминизм, отметили острую актуальность этой
разновидности исследования текста.
С докладом здесь выступила представительница ЗНУ Татьяна Савченко. Ее
исследование ставило своей целью выяснить, может ли рядовой читатель различить
"женские" и "мужские" тексты. Участникам опроса нужно было
прочитать 26 коротких произведений украинских авторов (стихи и отрывки
из прозы) и определить какие из текстов написаны мужчинами, а
какие женщинами. Оказалось, что манера письма многих авторов создает
впечатление о их принадлежности к противопожному полу.
Завершающим стал круглый стол под названием «Современная украинская массовая
культура: проблема блатной романтики». Юные писатели и литературоведы пришли к
выводу, что так называемая «гопническая проза» не отображает жизни носителей
этой субкультуры, а скорее является попыткой воспроизвести ее в литературе.
Среди презентаций особенно ярким был показ полудокументального, полуартового
фильма «Путешествие табурета» и проект Грицы Эрде «Самки и яйцекладки: женщина
из культуры» (включавший в себя графику и живопись).
Нынешний съезд в Ирпени в очередной раз подтвердил: творческая молодежь Украины находится в авангарде литературного дискурса.