На филологическом факультете изучали практический опыт использования новых методов преподавания украинского языка

Двенадцатого ноября в рамках Недели украинского языка для студентов филологического факультета ЗНУ был организован педагогический мастер-класс по методике проведения уроков украинского языка и литературы в школе, который провела кандидат филологических наук, учитель высшей категории, учитель-методист Запорожского областного лицея «Защитник» с усиленной военно-физической подготовкой, выпускница ЗНУ Инна Назаренко.
Организатором мероприятия выступила доцент кафедры украинского языка Наталья Зубец.
Профессиональное мастерство - важная составляющая педагогической деятельности учителей. Именно поэтому на филологическом факультете Запорожского национального университета организована практика проведения тренингов и мастер-классов для студентов, где они овладевают особенности использования инновационных технологий обучения на уроках языка для профессионального становления как будущих учителей.
Это мероприятие было проведено в формате открытого урока, который назывался «Не просто звук, не просто слово (Картина мира сквозь призму семантических, фонетических и фразеологических средств стилистической выразительности)». Основная его цель - научить учащихся через создание ассоциативно-семантической сети образов «усеченного» текста приходить к собственным философским обобщениям и предсказаний, чувство языка как единой многогранной системы. По словам Инны Александровны, этот урок разработан с учетом разного уровня знаний и подготовки учеников.
Во время занятия Ирина Назаренко охарактеризовала основные приемы коммуникативных методик, а также особенности их использования с целью активизации познавательной деятельности школьников на уроках языка и литературы. Интересными и полезными стали представлены практические разработки использования интерактивных и коммуникативных методов работы в процессе изучения языка и литературы. Так, во время занятия были использованы такие методы и приемы: «мозговой штурм», создание ассоциативно-семанитчнои сетки, «надпись на скале», эвристическая беседа, анализ художественного произведения, абстрагирование, прием конкретизации, метод аналогии, моделирования, прием иллюстрации, поисковый метод, «от простого к сложному».
Кроме того, выполнение студентами речевых упражнений и задач помогло на практике овладеть этот материал и получить такие компетенции: социальную, гражданскую, общекультурную, коммуникативную, литературную, межпредметную, эстетическую, проектно-технологическую и информационно-коммуникационную, а также умение извлекать пользу из опыта, решать проблемные вопросы, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы изучения и умение общаться на украинском языке.
Студенты 2 курса специальности «Среднее образование» и «Филология», а также магистры филологического факультета имели возможность с помощью презентации познакомиться с методами преподавания семантических, фонетических, фразеологических средств стилистической выразительности посредством использования коммуникативных методик и применения ассоциативного мышления. Так, студенты рассмотрели поэзию Ивана Франко сквозь призму ассоциативного создания и анализа образов, проанализировали содержание стихотворения И. Франко «Срофы» из сборника философских стихов «Мой Измарагд», создавая собственные ассоциативные образы.
В процессе тренинга студенты убедились, что в работе учителя должны сочетаться как традиционные, так и инновационные технологии обучения. Это позволит ученикам эффективно использовать информацию и работать в группах, а учителю поможет превратить учеников на активных субъектов учебной деятельности.
В общем, студенты активно работали в группах, выполняли интерактивные игровые упражнения различной сложности, развивая логическое и ассоциативное мышление, внимание, оперативную память, креативность, творчество, ораторские способности. Так, например, студенты выполняли следующие задачи: 1) опираясь на первые две строки четверостишия, предсказать, какой вывод мог сделать автор, 2) составить ассоциативно-семантическую сеть представленным словообраз и предварительно выяснить идейное содержание четверостишия и др.
С помощью открытых вопросов студенты имели возможность продемонстрировать полученные речевые и коммуникативные компетентности. Мастер-класс заинтересовал будущих учителей-филологов, ведь использование инновационных технологий - это залог качественного образования.
По мнению организаторов, участие в таких методических мероприятиях формирует профессиональную компетентность студентов-филологов и является одним из шагов на пути к учительской профессии. По итогам проведения мастер-класса все участники получили новый опыт использования инновационных технологий на уроках языка и литературы.
Елена Переверзева