Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / В ЗНУ известный писатель Сергей Жадан встретился со студентами, преподавателями вуза и представителями общественности

В ЗНУ известный писатель Сергей Жадан встретился со студентами, преподавателями вуза и представителями общественности

В ЗНУ известный писатель Сергей Жадан встретился со студентами, преподавателями вуза и представителями общественности
26.11.2018 12:48 Всё Главные новости Факультеты Журналистики Визит известного писателя Сергей Жадан журфак пресс-служба Линия Маннергейма

В начале своего визита в Запорожский национальный университет писатель Сергей Жадан побывал на встрече с деканом факультета журналистики Виктором Костюком. Стоит отметить, что именно представители факультета журналистики, а также пресс-службы и рекламного агентства «PYROMIDA» (учредитель - студент магистратуры факультета журналистики Владимир Шевченко) стали организаторами визита Сергея Жадана во время его посещения Запорожья с всеукраинским туром рок-группы «Линия Маннергейма». Активно поддержали проект в ЗНУ и специалисты Научной библиотеки ЗНУ, в частности заместитель директора Оксана Агоян, - они представили всем желающим масштабную и разветвленную книжную выставку, посвященную творчеству Сергея Жадана: это были и стихотворные сборники, проза, а также немало журнальных статей, с которыми могли ознакомиться все желающие. Всего участие в мероприятии приняли более 200 поклонников творчества писателя.

На встрече со студентами, преподавателями и запорожской общественностью заместитель декана факультета журналистики Наталья Тяпкина от имени ЗНУ приветствовала почетного гостя в стенах вуза, а также представила модератора мероприятия - выпускника ЗНУ и известного писателя Украины, запорожского журналиста Олеся Барлига (Виталия Бабенко). Он подчеркнул, что модерировать мероприятия с такими писателями как Сергей Жадан очень легко, поскольку к ним можно не готовиться: стоит поговорить первые 10 минут, как начинается невероятная отдача от аудитории, когда достаточно просто отдаться этой стихии, а в финале останется заметить, что уже время бежать. Выполняя просьбу декана факультета журналистики Виктора Костюка, Олесь обратился к медийной отрасли в первых своих вопросах. Он напомнил, что недавно в одном из текстов СМИ Сергей говорил о том, как для гражданина и как для писателя ему важно и за пределами Украины говорить о текущей ситуации в нашей стране. Насколько же легко это делать? Потому что, мы часто говорим о коррумпированности украинских медиа и даже не представляем уровня коррумпированности медиа в той же Европе. Как же прорваться сквозь этот информационный шум с многочисленными фильтрами к украинским событиям?
На это гость отметил, что, по его мнению, проблема даже не в коррумпированности медиа, а в том, что западное общество смотрит на ситуацию в Украине через определенные фильтры. Недавно в Швейцарии Сергей Жадан общался с журналистами. Они подчеркнули, что их корреспондент в Восточной Европе сообщил им, мол, Украина распадается, исчезает, страдает от коррупции, от экономических и социальных проблем. Поэтому писатель и спросил, а откуда ваш корреспондент? В какой стране он находится? А в ответ - в РФ, в Москве. Понятно же, насколько специфично такой журналист может передавать информацию... И в этом огромная проблема, что часть западных журналистов ситуацию в Украине транслируют вот в таком российском контексте. И будто видишь их настроенность выслушать украинцев, но дальше ничего нет. Они относятся с большим подозрением ко всему, что ты говоришь. И склонны подвергать сомнению твои слова. В них вроде врожденный скепсис. Желание - потом все это сопоставлять и проверять со своими московскими корреспондентами. Как же быть? Просто не бояться говорить, озвучивать свою позицию, убеждения, видение мира, свою картину. Ведь огромная проблема Украины - ее практическое отсутствие в мировом, европейском контекстах. Нам кажется, что к нам приковано внимание всего мира, всех медиа. На самом деле, это совсем не так. К большому сожалению, вот уже 5 год у нас проходят очень серьезные, драматические события и об этом многие в мире вообще не знают. Или знают довольно искаженно, через определенные субъективные вещи. Поэтому, там будут скорее подавать, что в Украине к власти пришли фашисты, чем то, что общество постоянно трансформируется и движется в Европу. И постоянно я с этим сталкиваюсь на каждом шагу и в каждой стране.
Также на встрече немало линий обсуждения сошлись к теме роли писателя в обществе. Сергей Жадан отметил, что литература, искусство и писатели, музыканты имеют огромное преимущество: к ним доверие больше, чем к политикам. Другое дело, что украинский поэт при этом должен быть достаточно ответственным, потому что часто «художники» имеют способность говорить не совсем объективные вещи. И это большой соблазн - рассуждать вслух о своей стране, о том, что здесь происходит: ты выражаешь определенные вещи, связанные со своим субъективным опытом, а на самом деле это все транслируется на читательскую или слушательскую, зрительскую аудитории. Затем это может быть довольно искаженной картинкой.
В свою очередь, Олесь Барлиг на это отметил, что популярные авторы часто настолько уверуют, что они являются лидерами общественного мнения, ведут собственные блоги, что в какой-то момент начинают позиционировать себя как «Моисея». «Ты этого соблазна удачно избегаешь, но, как часто он возникает? И как ты реагируешь», - спросил модератор.
«Да не всегда, поэтому не очень отличаюсь от коллег. Не всегда избегаю этого искушения, которео возникает на каждом шагу, - ответил Сергей Жадан. - Как правило, поэту задают вопрос не об образной системе или литературных вещах, а спрашивают, кто будет следующим президентом Украины? И ты каждый раз оказываешься в довольно сложной ситуации: ты - не политолог, а не политтехнолог, а об этом говоришь. И это звучит довольно цинично, неубедительно и очень дискредитирует само понятие культурной разговора, культурной журналистики. Я с этим тоже сталкиваюсь, когда вместо разговоров о литературе, музыке, культуре вынужден говорить о ценах на нефть, газ, курсы валют, о парламентских фракциях. Так, реагирование художников на это общественное доверие - оно понятно, оно очень трогательное. И оно не вызывает у меня никакого скепсиса или иронии. Я с уважением отношусь к людям, которые приходят на выступления, что-то спрашивают. Но с другой стороны, за всем этим часто стоит просто нехватка общественного доверия к политической области. Политикум настолько дискредитирован, насколько в нем разочарован общество, что, действительно, граждане Украины готовы задавать вопросы священникам, музыкантам, писателям, активистам, волонтерам - любому. С одной стороны, в этом ничего плохого нет, с другой - понятно, что это своеобразный постколониальный синдром. Когда общество нуждается в этих моральных авторитетах, мудрецах, Моисеях, которые поведут за собой. Такой патернализм, я думаю, на самом деле свидетельствует о проблеме».
Кроме того, во время проведения встречи ее участники вспомнили и о праздновании годовщины Майдана. Как-то в тексте для СМИ Жадан сообщал, что феномен Майдана пытались раскрутить как политтехнологию уже после Майдана. В 2015-2016 годах сидели какие-то люди в кабинетах, и им казалось, что это какая-то очень простая формула маркетинговая, что сейчас - одно движение, и еще Майдан мы сделаем. Но вот не срабатывает. Почему же так? В чем же алхимия Майдана для самого Жадана? Ведь хоть по времени все случалось не так давно, но уже многие понемногу забывают этот опыт и исчезает это глубинное осознание Майдана.
Сергей Жадан на это заметил:
Я сейчас читаю книгу исследовательницы, журналистки Марси Шор, которая интересуется проблемами Восточной Европы. Она написала книгу о Майдане - «Украинская ночь. Интимная история революции », издательство «Дух и литера» (жена известного историка Тимоти Снайдера). Всем, кстати, рекомендую. Книга - хроника Майдана, основанная на историях известных украинцев (Марси лично знакома с некоторыми нашими писателями, переводчиками, передает их опыт, воспоминания, рефлексии: Славка Вакарчука, Юрия Прохасько, Ярослава Грицака, Юрия Андруховича и еще несколько человек, которые были в 2013- 2014 годах на Майдане). То есть это о событиях, которые мы все помним, в которых принимали участие, но писательница излагает все через опыт. Получился довольно интересный взгляд, картинка. И я себя поймал на мысли, что не так давно это было, но на самом деле это - уже история и многое забывается, разбивается... Это очень трагично в наших реалиях. На самом деле, многие из нас, поддержавших Майдан, и в дальнейшем выбирают этот проевропейский вектор, демократизацию, изменения, трансформации, реформы. Но есть и те, кто тогда сделал этот эффект украинской революции возможным - а сегодня несколько загнулся, и в чем-то опускается в свой вере. По моему убеждению, революция - это ситуация, когда достигается компромисс между людьми, которые никогда при других обстоятельствах в другом месте вместе бы не собрались. Ну как правые и леворадикалы, представители ЛГБТ-сообщества и церковных кругов и тому подобное. И это невозможно запрограммировать. Нет такой идеи, которая искусственно соединила этих людей. Понятно, что со временем эта волна спала, поэтому строить какие-то иллюзии не стоит. Но обидно, что мы забываем те вещи, которые нас объединяли, давали сил противостоять системе. Следует помнить все, что было, о тех вещах, которые тогда, 5 лет назад, для нас были очень важны.
Студенты факультета журналистики во время встречи с писателем также интересовались вопросом о путях популяризации украиноязычной литературы, фильмов, законодательного введения определенных квот на украиноязычный продукт. Сергей Жадан на это ответил исключительно положительно: «Я за квоты. И это вопрос не рынка, а национального интереса, защиты нашего культурного информационного пространства. Каждый гражданин своей страны защищает свой продукт. Скажем, во Франции горячо защищают свое информационное пространство. Это нормальная практика. И ничего необычного здесь нет. Плохо что к 2014 году Украина, в принципе, об этом не думала и книжный рынок наш принадлежал России, и информационный, музыкальный. Насколько квоты эффективны? Есть очень много нюансов. Вот радио. Украинской музыки здесь очень много. Но послушаем, что там есть: это попса, причем не очень качественная, еще и шлягеры, которым по 10-15 лет. Получается странная вещь, мы наполняем эфир украинской музыкой, но действительно новой украинской музыки там очень мало. Это при том, что у нас сейчас в Украине просто музыкальный бум: новаторские, экспериментальные интересные проекты (эстрада, рок, хип-хоп, на любой вкус), например Dakh Daughters, Kozak System, Сестры Тельнюк и их замечательный, вроде бы форматный «Снег», чувственная, глубокая и оригинальная музыка. И им очень трудно пробиваться на радио. Иногда создается впечатление, что все это делается формально, для галочки. Думаю, что понятие «формат» гораздо вреднее вопроса «языковой политики». И за этим часто стоит непонятно что. Потому формат - это нечто совершенно прилизанное, пластмассовое, подогнаное под рамки. Кстати, на концертах эти «радиорынковые форматные» группы очень драйвовые и креативные. Но рамки формализуют, в принципе, все понятия творчества, подводят под какие-то очень невысокие стандарты. Иногда (как теория конспирологии) ты думаешь, что кто-то занимается вот таким реальным саботажем. О том, как квоты влияют на общество - вряд ли сразу все заговорят на украинском. В кино - укрперевод, и рекламы украинской значительно больше, и речь звучит в общественных местах, а изменения в языковом поле кардинальной нет».
Также на мероприятии звучали и вопросы - о социальной отрасле. А именно о продолжении реализации таких проектов, как «Путешественники с Востока» от фонда Сергея Жадана. В нем с 2014 года волонтерили его активисты. Сначала они помогали нашей армии, а затем переключились на работу в культурной и образовательной сферах. Они работают много со школами, садиками, интернатами. И имеют большие планы. В этом проекте как-то взяли класс детей из поселка Золотого под Первомайском на линии фронта и устроили им поездку по Украине (Харьков, Львов, Одесса, Черновцы и Запорожье под финиш на две недели). Поэтому они увидели свою страну. Это был выпускной класс. Многие в Харьков вступил позже. Возможно, эти проекты не очень массовые и заметны снаружи и вряд ли меняют мировоззрение региона, его поселков или городов, но они могут изменить отношение к текущей ситуации, ко многим вещам вокруг, вот этих конкретных детей. С Институтом украинской книги уже сейчас планируется масштабный библиотечный проект: будут развозить книги по библиотекам Донбасса, проводить встречи с писателями, возможно, устроят небольшой фестиваль на Луганщине, вроде «Дорога на Восток». Сергей Жадан добавляет: «С этим интересно работать, ты видишь отдачу людей, которым это жизненно важно. И это не просто какое-то освоение средств или грантов, не деятельность для галочки. Ведь там до 2014 года мало чего делалось. Хотя так нужно делать не только на Востоке, но и в центральной, южной, северной Украине тоже. Они от Донбасса в этом вопросе сильно не отличаются».
Понятно, что собравшихся интересовал и вопрос о том, что сейчас происходит в творческой жизни писателя? Сергей Жадан рассказал, что сейчас завершает гастроли с «Линией Маннергейма» и в дороге дописывает либретто: в Харькове будут ставить оперу о Василие Вышиваном. И в этой истории, кстати, присутствует Запорожье. Экс-герцог Габсбургский, Вильгельм Габсбург - внучатый племянник Ганса Иосифа II - это Василий Вышиваный. Ему приписывали желание стать монархом Украины, хотя, на самом деле, он просто сильно любил ее. Музыку к опере пишет Алла Загайкевич - очень интересный композитор из Киева. Она работает с электронной музыкой, фолком. Постановщиком будет Ростислав Держипильский, один из самых интересных театральных режиссеров из Ивано-Франковска. То есть это будет новая опера, не слишком экспериментальная, и не слишком классическая. Стоит напомнить, что в свое время Василий Вышиваный участвовал в первой мировой войне, со стороны Австро-Венгрии возглавлял подразделение Сечевых Стрельцов. И потом, когда Австрия сюда вошла в 1918 году, то они из Херсона-Одессы отправились к Днепру вверх и оказались в Александровске: занимались украинской деятельностью с месяц или два. Василий Вышиваный всегда носил вышиванку - откуда и его прозвище. Это очень яркий и колоритный персонаж.
В контексте выхода в прокат фильма «Дикое поле» по книге «Ворошиловград» Сергея Жадана, присутствующие на встрече интересовались, планируются ли еще экранизации по его книгам («Интернат» или «Депеш Мод»):
Да, мы с режиссером Ярославом Лодыгиным хотим сделать фильм по книге «Интернат». Ярослав уже сделал драфт, первый вариант сценария. Единственный нюанс - языковое воплощение нашей идеи. Книга написана на украинском, но там есть врезки на русском, суржике и тому подобное. Как же их передать в кино? Чтобы не появился элемент дистанцирования, киношности, чтобы была психологическая убедительность? В «Диком поле» языковая картина мне очень нравится. Там герои скользят с языка на язык. Там видно, как язык влияет на принятие тех или иных решений тем или иным a href="//sites.znu.edu.ua/znu_news/gallery/2018/11/news-45244-ukr-2018-11-26--13-24-41-92.jpg" rel="lightbox" target="_blank">персонажем. Это создает культурный, социальный политический бэкграунд темы. Там речь - очень важный маркер.
Олесь Барлиг вспомнил, что общался с Натальей Ворожбит об одной из сцен «Дикого поля», это сильный, мощный момент произведения, он не вошел в фильм. Это игра в футбол мертвых и живых. «Почему так? Для тебя это очень важный мотив, который всплывает и в стихах: мертвые, живые и нерожденные, которые в определенной точке сходятся», - спросил модератор. «Эпизод бы занял 15-20 минут. А в кино есть большой недостаток - хронометраж. Этот момент пересечения грани жизни и смерти несколько иным образом присутствует в фильме в других эпизодах. Потому что фильм - не слепая иллюстрация того, что в книге. Там несколько сместились акценты, хотя общая атмосфера, философия книги осталась. И фильм получился неожиданный. Ни на что не похожий», - резюмировал Жадан.
Интересную ремарку предложила во время встречи начальник межуниверситетского шекспировского центра научно-исследовательской части Запорожского национального университета, профессор Наталья Торкут: «Когда вы коснулись роли поэта в современном мире, то прозвучала такая мысль: почему мы накладываем на поэта эту функцию - быть Моисеем? Только потому что мы постколониальная нация? Но мы еще и постгеноцидная нация. И в этих условиях кто-то должен активизировать вот те наши усыпленные культурные коды. И если это не сделает поэт, то они либо останутся в своем спящем состоянии, или место поэта будут занимать политтехнологи, которым мы сегодня не верим. Поэтому роль художника, одна из важнейших сегодня для Украины. Например, помогает разобраться в том, что делается здесь на Востоке Украины, лично для меня, Ваш текст «Тамплиеры», чтобы достучаться, разбудить и задать вопрос - себе, в первую очередь. Поэтому, хотелось бы спросить, как они писались?».
На это Сергей Жадан ответил:
-Да, я стою несколько на позиции скептика касательно этой роли поэта. У нас в Украине все какие-то важные, интересные, полезные, эффективные вещи делаются тогда, когда общество, община, группа людей забывает о том, что между ними нет Моисея и делает что-то вместе. Там, где появляется некий псевдо-Моисей, все завершается не очень хорошо. А о «Тамплиерах» - мы тогда с друзьями поехали на Донбасс в 2014 году. Там уже были сепаратисты, но туда еще можно было заехать. Время межвластия. Очень странное время. Тогда этот блок текстов сформировался как «Голландский дневник». Я до сих пор его понемногу и пишу - иногда в форме стихов, иногда как роман, статьи, блоги. То есть все встает как бы из личного опыта».
Заключительный вопрос встречи прозвучал от студентов: они рассуждали, что у них очень много друзей скептически относятся к украинской книги и музыки. «Что вы посоветуете, чтобы изменить это их отношения? Чтобы могло бы разбавить этот скепсис», - спрашивала молодежь.
«Он у тех, кто украинскую книгу не читает, - отметил Сергей Жадан.- Эта превосходство, снобизм, апломб у тех, кто и кино украинское не смотрит и музыку украинскую не слушает. Я читаю все, возможно, хаотично. Я люблю литературу. Очень разные произведения. Вот одна из последних прочитанных книг - роман известного писателя Макса Кидрука, массовая литература, продуманная, структурированная вещь. Или вот книга Остапа Сливинского, львовский поэт, чрезвычайно глубокий, драматический. Год назад мы были в Париже, там был Фестиваль, посвященный Украине. И туда приехали разные талантливые гости. Например, певица Марьяна Садовская. Живет в Кельне, поет фолк - украинская Бьорк, очень советую ее послушать».
Конечно, не обошлось на мероприятии и без талантливых декламаций Сергея Жадана своих произведений, красноречивых отрывков и знаковых цитат. В конце встречи все желающие смогли принять участие в его автограф-сессии или сделать с писателем фото на память.
Стоит отметить, что к событию присоединились многие представители факультетов, отделов вуза (скажем, Виктория Ковпак с НИЧ), но конечно, самыми активными были журфаковцы, например заместитель декана Анастасия Кондрико, заведующая кафедрой издательского дела и редактирования Татьяна Плеханова и ее коллеги Наталья Тяпкина и Наталья Романюк, преподаватели журфака Юрий Костюк, Елена Усманова, Екатерина Доценко, Анна Полякова и многие другие. Работали на мероприятии и представители телевизионной лаборатории журфака, в частности Таисия Зозуль, Екатерина Вавилина с коллегами. Яркими впечатлениями об общении с писателями поделились студентки факультета журналистики Наталья Рахманина, Юлия Канзеба, Алена Филатова, Ирина Горчакова, Полина Боровик и другие.
В продолжение визита Сергея Жадана в Запорожье, все желающие смогли присоединиться к его презентационным мероприятияи в «Книжном магазине Є», где он с участниками «Линии Маннергейма» Олегом Кадановым и Евгением Турчиновым презентовали книги «Не я, а тот» (Виват), «Антенна» (Meridian Czernowitz) и переиздание культового «Ворошиловграда» по которому сняли фильм «Дикое поле», который недавно вышел в прокат.
А завершился визит Сергея Жадана в Запорожье масштабным концертом по случаю всеукраинского тура «Бои без правил» в рок-клубе «ROCK SICH». Заметим, что «Линия Маннергейма» - музыкальный экспериментальный проект, созданный харьковчанами: Сергеем Жаданом, Олегом Кадановым («Оркестр Че», "Мантры Керуака") и Евгением Турчиновым («Собаки в Космосе», «Барабашоу»). Проект сочетает в себе атмосферный гитарное и электронное звучание и глубокое текстовое наполнение. В ноябре проект отправился в новый концертный тур по городам Украины, во время которого презентуют новый сингл "Бои без правил" (записан летом этого года). Тур включает концерты в Харькове, Днепре, Запорожье, Киеве, Тернополе, Луцке, Львове. Поэтому 22 ноября запорожцы смогли услышать вживую "Линию Маннергейма» и оценить его творческие наработки.
Аудиоподкаст от пресс-службы ЗНУ со встречи с Сергеем Жаданом в ЗНУ можно прослушать здесь:
https://soundcloud.com/marichka-kantseliaryst/zhadan-u-znu

Фотогалерея:
https://www.facebook.com/850636871632374/photos/?tab=album&album_id=2310335215662525

Новость о предыдущем визите Сергея Жадана в ЗНУ в 2015 году здесь:
https://www.znu.edu.ua/cms/index.php?action=news/view_details&news_id=18279&lang=ukr&news_code=sergij-zhadan----ya-iz-zadovolennyam-zavitav-do-zaporizhzhya-ta-znu -zokrema--
Про визит пишут и другие СМИ:
http://zabor.zp.ua/www/content/v-zaporozhe-sergei-zhadan-rasskazal-o-tvorcheskikh-planakh-i-vystupil-s-rok-gruppoi

http://actual.today/majdan-rosijska-u-kino-ta-literaturi-mojsej-pro-shho-u-zaporizhzhi-govoriv-sergij-zhadan-pidbirka/

https://day.kyiv.ua/uk/news/231118-sergiy-zhadan-u-zaporizhzhi-proanonsuvav-operu-pro-vasylya-vyshyvanogo?fbclid=IwAR11bgazgskrJtvdUsDNgWGchvuiXZnYdfZRiXD1YoUWoiwv1nKB7VqVMM8

https://news.angolenko.com.ua/2018/11/23/ukrainskij-pisatel-sergej-zhadan-posetil-znu/

Мария Канцелярист

Похожие новости