Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / В Запорожском национальном университете заботятся о качественном проведении внешнего независимого тестирования

В Запорожском национальном университете заботятся о качественном проведении внешнего независимого тестирования

21.11.2008 11:31 Семінари Зовнішнє незалежне оцінювання

Запорожский национальный университет совместно с Украинским центром оценивания качества образования, управлениями образования и науки Запорожских областной и городской администраций стал инициатором проведения серии научно-методических семинаров, первый из которых имел название «Проблемы учебно-методического, организационного и психологического обеспечения проведения внешнего независимого оценивания в 2008 - 2009 учебном году».Запорожский национальный университет совместно с Украинским центром оценивания качества образования, управлениями образования и науки Запорожских областной и городской администраций стал инициатором проведения серии научно-методических семинаров, первый из которых имел название «Проблемы учебно-методического, организационного и психологического обеспечения проведения внешнего независимого оценивания в 2008 - 2009 учебном году».

Проведение внешнего независимого оценивания и прием на основе соответствующих сертификатов в высшие учебные заведения стали наиболее весомыми событиями в сфере реформирования украинского образования периода независимости и получили очень высокую общественную оценку. Внешнее независимое тестирование - та форма контроля знаний, которая доказала свою эффективность во всем мире и которая, бесспорно, должна быть реализована в Украине. Именно поэтому главной задачей сферы образования сегодня является обеспечение надлежащего уровня подготовки сегодняшних выпускников школ - завтрашних абитуриентов - к независимому тестированию и усовершенствование его содержательных, организационных, методических и психолого-педагогических основ.
Семинар, который состоялся 14 ноября, собрал в стенах университета около 200 участников, среди которых - начальники отделов образования г. Запорожья и Запорожской области, директора школ и руководители районных учебно-методических объединений г. Запорожья, представители приёмных комиссий высших учебных заведений Запорожского региона. В мероприятии приняли участие и директор Украинского центра оценивания качества образования, профессор Игорь Ликарчук, директор Симферопольского регионального центра оценивания качества образования Юрий Ильин, начальник управления образования и науки Запорожской областной государственной администрации Александр Верозубов, начальник городского управления образования и науки Дмитрий Секиринский.
Семинар проходил в Запорожском национальном университете не случайно: университет имеет достаточный научный, педагогический, творческий потенциал для того, чтобы активно участвовать в процессах реформирования системы образования. Больше половины факультетов Запорожского национального университета имеют педагогическое направление, и, соответственно, одним из важнейших заданий вуза в условиях зарождения и развития новой для Украины науки - тестологии - является подготовка специалистов в сфере педагогических измерений. Кроме этого, в ЗНУ действуют несколько рабочих групп по разработке тестовых заданий. В частности, факультет иностранной филологии является базовым по разработке заданий по французскому языку, а во время семинара Игорь Ликарчук предложил, чтобы исторический факультет ЗНУ, преподаватели которого уже более 15 лет являются авторами школьных учебников, стал базовым по разработке тестов по истории Украины.
Программа научно-методического семинара была довольно разнообразной: его участники имели возможность не только пообщаться между собой и обменяться мнениями, но и ознакомиться с материально-технической базой высшего учебного заведения, тематической учебной и методической литературой на книжной выставке, организованной Научной библиотекой ЗНУ. Кроме этого, каждый из гостей получил экземпляр библиографического указателя литературы по вопросам проведения ВНО, составленного работниками библиотеки, который содержит перечень всех изданных на сегодня книг, пособий и публикаций по теме.
Открывая семинар, ректор Запорожского национального университета, профессор Сергей Тимченко указал, что время дискуссий по поводу того, нужно ли проводить внешнее независимое оценивание, уже прошло, а важнейшая задача работников сферы образования - обеспечить надлежащий уровень подготовки преподавателей к работе в условиях новой системы, которая сейчас внедряется. Эту систему Сергей Михайлович представил в виде треугольника, в середине которого находятся ученики общеобразовательной школы. Углы этого треугольника - общеобразовательные учебные заведения, органы и учреждения, которые обеспечивают организацию и проведение тестирования, и, в конце концов, высшие учебные заведения. От того, насколько будет налажено взаимодействие в рамках этого треугольника, зависит судьба тех, кто находится в его середине, - учеников, которые в скором времени будут поступать в высшие учебные заведения. «Запорожский национальный университет инициировал проведение такого семинара потому, что мы ощущаем свою ответственную социальную функцию, которая заключается не только в обучении тех, кто поступит в ЗНУ, а и в отладке связей с органами образования и нашем активном участии в подготовке школьников и педагогов к внешнему независимому оцениванию», - подчеркнул ректор.
Александр Верозубов, начальник управления образования и науки Запорожской областной государственной администрации, отметил, что вопрос проведения внешнего независимого оценивания неоднократно был предметом рассмотрения областных коллегий и многочисленных совещаний. Александр Георгиевич заметил, что организация внешнего независимого тестирования в Запорожской области в 2008 году была проведена на высоком уровне. Александр Верозубов указал также, что составлять рейтинги районов или школ по результатам тестирования - некорректно, ведь такая статистика не отображает реальной ситуации. В этом случае срабатывает закон обратной пропорциональности - чем меньше учеников принимает участие в тестировании, тем выше будет показатель региона, и наоборот.
Такой же взгляда придерживается и начальник Запорожского городского управления образования и науки Дмитрий Секиринский, который детально проанализировал преимущества и недостатки проведения внешнего независимого оценивания в текущем году и обратил внимание на проблемы, которые нуждаются в решении. Среди них - организационные вопросы и вопросы усовершенствования содержания тестов. Приоритетным направлением работы на ближайшие несколько лет Дмитрий Александрович считает подготовку к проведению внешнего независимого оценивания школьных учителей.
Заведующий лабораторией интерактивных технологий изучения гуманитарных дисциплин ЗНУ, кандидат исторических наук, доцент Сергей Терно в своём докладе обратил внимание на общие проблемы проведения внешнего независимого оценивания и современной тестологии. Сергей Александрович указал, что задача, которая возникает перед современной методической наукой, состоит в поисках путей усовершенствования системы независимого внешнего оценивания. Это предопределяется тем, что ВНО задевает интересы почти всех членов общества. Во-первых, детей и их родителей - на основании результатов тестирования принимаются судьбоносные решения. Во-вторых, учителей - ВНО одновременно является оценкой их деятельности и вносит существенные коррективы в организацию работы учителя. В-третьих, преподавателей высших учебных заведений - они получают контингент студентов, сформированный по результатам внешнего независимого оценивания. Сергей Александрович обратил внимание на то, что тестирование разрешает объективно, оперативно и массово измерить результаты обучения, но имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. При соответствующей организации тестирования преимущества можно усилить, а недостатки минимизировать. По мнению ученого, для усовершенствования оценки ученических знаний в процедуру внешнего оценивания целесообразно ввести творческие задачи (открытые вопросы), которые разрешили бы измерить компетентность учеников, а не только их фактологическую осведомлённость. Кроме этого, чтобы не вызвать игнорирование изучения школьниками некоторых дисциплин, целесообразно установить определённый коэффициент, который бы высчитывался из оценки сертификата и оценки аттестата.
Эту мысль поддержали заведующий отделом образования Коммунарского района г. Запорожье Владимир Кузьменко и директор классического лицея Павел Матвиенко, который, в тот же время, не соглашался с тем, что вопрос составления рейтинга школ на основе результатов тестирования является дискуссионным. Павел Дмитриевич в качестве примера привел образовательную систему США, где результаты внешнего независимого тестирования является основанием составления рейтинга учебных заведений.
Интерес у участников семинара вызвал доклад декана факультета социальной педагогики и психологии ЗНУ, кандидата педагогических наук, доцента Ольги Пономаренко «Организационные и психологические аспекты подготовки выпускников к внешнему независимому оцениванию». Ольга Викторовна провела экспресс-анализ проблем, с которыми сталкиваются выпускники школ во время тестирования. Опрашивание было проведено среди студентов-первокурсников четырех запорожских высших учебных заведений. 89% респондентов отметили, что имели целый ряд сложностей во время прохождения внешнего независимого оценивания. Из них 12% сознались, что им не хватало школьных знаний для решения тестовых задач, 15% - отметили осложненную процедуру заполнения тестовых бланков, 23% - назвали среди проблем несоответствие тестовых задач школьной программе, а 50% указали на то, что имели проблемы психологического характера.
Ольга Пономаренко выделила следующие рекомендации психологов-ученых и психологов-практиков для учителей, учеников и их родителей. В системе обучения нужно активнее использовать тестовые технологии контроля знаний, ведь это поможет ученику отработать навыки прохождения тестов. Большое значение в процессе подготовки детей к независимому тестированию имеет взаимодействие учителя, ученика и его родителей. Психологическое и эмоциональное состояние выпускника во многом зависит от уравновешенности и выдержки его родителей, которые должны быть хорошо проинформированы об особенностях проведения внешнего независимого тестирования. По мнению психологов, нуждается в изменениях робота школьных психологических служб, которые могут распространять методические рекомендации для учеников, учителей и родителей по подготовке к независимому оцениванию знаний, начиная с организации режима дня, заканчивая тактикой поведения во время ВНО. Кстати, ученые факультета социальной педагогики и психологии ЗНУ уже завершают работу над сборником методических рекомендаций по организационно-психологической подготовке выпускников школ, который выйдет в печать в ближайшие две недели. Экземпляры пособия будут распространены по всем школам и образовательным организациям Запорожской области.
Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, выступление которого завершало мероприятие, поддержал инициативу Запорожского национального университета о проведении серии научно-методических семинаров по проблемам независимого тестирования. Игорь Леонидович указал, что первые шаги внедрения системы внешнего независимого оценивания были чрезвычайно трудными. Они вызвали множество дискуссий, в том числе и политических, и встречали мощное сопротивление со стороны руководителей высших учебных заведений. Проведение же семинара в Запорожском национальном университете стало ярким свидетельством того, что высшие учебные заведения начинают двигаться в одном направлении с УЦОКО.
Директор Украинского центра оценивания качества образования подчеркнул, что введение внешнего независимого оценивания необходимо для обеспечения равного доступа к высшему образованию. Не считаясь с тем, что в Украине работают больше 900 высших учебных заведений, эта проблема все еще остается актуальной, особенно учитывая то количество льгот для поступающих, которое имело место при проведении тестирования в этом году. Хотя большинство таких льгот уже упразднены, одним из направлений дальнейшего решения этой проблемы является работа над правилами приема в высшие учебные заведения, которые должны отвечать «Условиям приема в высшие учебные заведения в 2009 году».
Вторым важным аспектом, на который обратил внимание Игорь Ликарчук, стал вопрос качества школьного образования. Игорь Леонидович высказал убеждение, что украинские школы должны становиться профильными, чтобы старшеклассники уделяли больше внимания изучению тех дисциплин, которые потребуются им для получения определенной специальности в высшем учебном заведении.
Не менее важен вопрос содержания тестов. Игорь Ликарчук отметил, что в Украинский центр оценивания качества образования поступает много жалоб по поводу некачественных заданий для тестирования, тем не менее конструктивных предложений по их усовершенствованию почти не выдвигается. Это связано с тем, что в Украине тестология как наука еще только начинает свое развитие, которое нуждается в общей работе ученых, педагогов, а также в привлечении опыта зарубежных специалистов. В тот же время, профессор не поддерживает идею составления рейтинга школ на основе результатов тестирования.
Игорь Леонидович ответил и на вопрос участников семинара, которые интересовались путями решения проблемы переполненности пунктов тестирования, возможностями проходить тестирование в других городах, перечнем документов, необходимых для регистрации, отмене льгот для поступающих и другими организационными деталями.
Следует указать, что научно-методический семинар «Проблемы учебно-методического, организационного и психологического обеспечения проведения внешнего независимого оценивания в 2008 - 2009 учебном году» оказался очень насыщенным. Доклады участников семинара вызвали оживленные дискуссии, во время которых каждый мог высказать свою точку зрения и поделиться собственным опытом. Более детально обсудить вопрос проведения внешнего независимого оценивания работники сферы образования смогут уже в скором времени. До конца 2008 года в Запорожском национальном университете пройдут еще 8 научно-методических семинаров, посвященных внешнему независимому оцениванию по каждой общеобразовательной дисциплине, вынесенной на тестирование.

Пресс-центр ЗНУ

vvv

Похожие новости