
Днями в Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) состоялось очередное заседание научно-методического совета. Заседание на тему «Организация и учебно-методическое обеспечение практической подготовки с применением дистанционных технологий обучения в условиях эпидемиологической опасности распространения Covid-19» проходило в формате online под руководством председателя НМС, проректора по научно-педагогической и учебной работе Александра Гуры и заместителя председателя НМС Людмилы Нестеренко. В заседании приняли участие методисты учебного отдела и руководители научно-методических советов всех факультетов университета и инженерного учебно-научного института ЗНУ.
Открывая заседание научно-методического совета ЗНУ, Александр Гура подчеркнул, что в фокусе сегодняшних задач университета находятся образовательные программы, которые были открыты и введены в ЗНУ в последнее время. Необходимо обсудить и конкретизировать содержание программ с тем, чтобы они обеспечивали достаточный уровень выпускников университета, а также делали их конкурентоспособными на рынке труда в соответствии с международными вызовами. На данный момент, отметил Александр Иванович, украинские вузы, в частности, Запорожский национальный университет, работают в своеобразном гибридном режиме, но впереди, со всей очевидностью, нас ждет дистанционный образовательный процесс в полном объеме. И к этому надо подойти со всей ответственностью.
Во время обсуждения и рекомендаций к утверждению образовательно-профессиональных программ для бакалаврского и магистерского уровней высшего образования (и программ с изменениями) в соответствии со стандартами высшего образования обсуждались следующие программы: «Финансы государства и предпринимательских структур»; «Промышленный менеджмент»; «Архитектура и градостроительство», «Информационная экономика»; «Управление государственными и местными финансами»; «Управление финансами предпринимательских структур». Обсуждение образовательно-профессиональной программы «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии» было отложено до следующего заседания НМС.
После докладов гарантов Андрея Банаха, Валентины Воронковой, Вячеслава Глущевского, Натальи Метеленко, Александра Шапурова состоялось оживленное обсуждение программ с участием проректора по научно-педагогической и учебной работе Александра Гуры, который отметил необходимость тщательной проверки возможности присваивать квалификацию инженера для выпускников-иностранцев как на уровне бакалавра, так и магистра. С разъяснениями по этому поводу присоединилась к дискуссии и руководитель учебного отдела Людмила Нестеренко. Было принято решение доработать этот вопрос до того, как выносить его на заседание ученого совета.
Также состоялось обсуждение проблем прохождения практик для студентов. В связи с ограниченным временем использования платформы Zoom, о проведении педагогической, производственной, фольклорной, клинической и других видов практик отчитаться успели далеко не все факультеты. Очень содержательными были отчеты ответственных за организацию практик в условиях как адаптивного так и «жесткого» карантина Ирины Бакаленко (филологический факультет), Ольги Каниболоцкой (факультет иностранной филологии), Татьяны Иванюхи (факультет журналистики), Ивана Колобердянко (экономический факультет), Ирины Калёновой (факультет физического воспитания, здоровья и туризма).
Отдельно прозвучала тема использования информативных ресурсов научной библиотеки ЗНУ как одной из возможных баз практики. Директор библиотеки Нина Чала подтвердила готовность сотрудников библиотеки принимать студентов на практику, тем более, что такой возможностью уже воспользовались студенты исторического факультет, факультета иностранной филологии (специальность "немецкий язык (перевод)").
К обсуждению темы организации и эффективности практик присоединился Дамир Бикулов (факультет менеджмента), который отметил, что хотя он и не отвечает за практику, должен поднять очень важные и интересные вопросы с точки зрения самореализации студентов, практической подготовки к практике. Для факультета менеджмента местом прохождения практики являются офисы, и весенняя практика показала, что руководители предприятий ограничивают доступ студентов к своим ресурсам и работникам и т.д. "Мы, - отметил Дамир Тагирович, - обратились к опыту коллег, в частности, технических вузов, где есть практика на производстве, чтобы узнать, как они выходят из такой ситуации. Таким решением стало интересное и полезное методическое обеспечение - симуляторы деятельности предприятий. Такие симуляторы охватывают все процессы, которые происходят на предприятии, и дают возможность студентам почувствовать себя на работе, работать на виртуальном предприятии". Как надеются на факультете, уже с начала практики в ноябре появятся данные от стейкхолдеров, что позволит смоделировать свое виртуальное предприятие, проводить на базе такого методического обеспечения различные практики.
Общее, что объединяло выступления докладчиков, ответственных за практики, - это то, что они отметили невозможность или сложность для студентов получить полноценный практический опыт, пообщаться со специалистами подразделений, получить доступ к информации о работе предприятия в том или ином направлении. Даже директора школ иногда не допускали практикантов к школьникам. Разумеется, наши руководители практик делали все возможное, чтобы помочь студентам получить максимум практических навыков. На помощь приходили такие подразделения ЗНУ, как международный отдел, пресслужба. Интересной в этом разрезе была информация, которой поделилась Ирина Валентиновна Калёнова. На кафедре физической терапии и эрготерапии для эффективной организации практик была создана целевая группа в Viber с участием физических терапевтов областной клинической больницы, студентов кафедры и преподавателей. Специалисты больницы демонстрировали в Viber студентам имеющееся оборудование и работу с пациентами. Студенты дома пытались повторить увиденное на членах своих семей. Выполненную работу размещали в Viber, где получали от врачей советы и отметки за прохождение того или иного практического занятия.
Оригинальное и эффективное решение вопроса с педагогическими практиками было высказано Александром Гурой. По мнению Александра Ивановича, «чтобы не бегать по школам», нам надо на школьной системе Moodle создать свои собственные школы, где могли бы проводить занятия и студенты-практиканты, и наши преподаватели: например, Школу физики, Школу биологии, Школу экономики, школы любого иностранного языка. «Две недели назад у нас проходило совещание по РОНИК, и когда мы озвучили директорам школ идею с электронной школой, у них по-настоящему разгорелись глаза».
Подводя итог под обсуждением практик, Александр Иванович обратился к руководителям практиками с просьбой еще раз проверить в положениях, как именно там прописано проходжение практик в случае перехода на дистанционную форму образования.
Завершаол повестку дня выступление руководителя Школы педагогического мастерства Ольги Юдиной «Об утверждении рабочей программы Школы педагогического мастерства». Ольга Владимировна выразила надежду, что все присутствующие уже ознакомились с программой, напомнила ее структуру, цели и разделы.
Александр Гура обратил внимание присутствующих на следующее: необходимо довести до сведения всех преподавателей информацию о Школе педагогического мастерства. Те, у кого есть вопросы по проведению занятий в дистанционном режиме, могут записываться в группы. Тех, кто точно разобрался в организационных и методических вопросах, связанных с дистанционным обучением, просят присоединиться к проведению занятий в Школе. Также прозвучала просьба организовать на факультетах и в инженерном учебно-научном институте кабинеты и 2-3 рабочих места (компьютеры, видеокамеры и т.п.) для тех, у кого нет возможности присоединиться к дистанционному образованию по техническим причинам.
Присутствующим напомнили, что Научно-методический совет открыт для обсуждения, принимает предложения для оптимизации образовательного процесса в условиях карантина.