Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница факультета журналистики, ведущая радиостанции «НВ» Елена Русинова

В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается воплощение в жизнь профориентационного проекта «Истории успеха выпускников ЗНУ». В его рамках предлагаем вам интервью с журналисткой радиостанции «НВ», автором радиопередач, активной и талантливой Еленой Русиновой.
- Ты, еще учась на факультете журналистики ЗНУ, выбрала радийную специализацию. Учитывая твой профессиональный опыт, ты не изменила радиовещанию. Почему именно радио?
- Я не думаю, что в 19 лет (а именно столько мне тогда было, кажется) возможно точно сказать, чем именно ты будешь заниматься долгое время. Тем более, когда есть необходимость постоянно адаптироваться под новые условия. И собственные предпочтения со временем меняются. Но в моем случае происходил perfect match. Я очень органично себя чувствую, когда делюсь информацией, и мне легче ее структурировать именно во время разговора. Значительно сложнее писать тексты и работать на камеру. В первом случае мне постоянно хочется что-то исправить в материале, а во втором - я слишком отвлекаюсь. Поэтому радио стало идеальным медиа для меня. Кроме того, прослушивание радио или подкастов можно сочетать с другими делами, или делать это во время прогулки. А в мире мультизадачности и вечных попытках успеть как можно больше - радио лучший вариант.
- Еще студенткой ты начала сотрудничать с местной радиостанцией. Отдавала предпочтение радиостанциям информационных форматов. По твоему мнению, в чем преимущество таких редакций?
- Очень трудно «отупеть». Потому что каждый день приходится работать с актуальной и важной информацией. Необходимо глубже разбираться в каждой теме, которую тебе предлагает редактор. Надо обработать массив документов или видео, сформировать базу материала и понять, какие вопросы возникают. И эти вопросы надо задать компетентному человеку. Затем начинается поиск этого человека и общение с ним. Так получается, что в конце дня ты точно знаешь, как измеряют качество воздуха и кто этим в городе занимается. Или почему до сих пор заблокирована работа Конституционного суда. И куча-куча других знаний. К тому же, среди журналистов в таких редакциях часто уже есть узкопрофильные специалисты. Кто-то стабильно пишет об экономике, кто-то - о спорте, другие - специалист в теме медицины. Иногда достаточно 10 минут разговора с таким человеком, чтобы быть «в теме».
- После работы на одной из запорожских радиостанций ты поехала в Киев. Как встретила тебя столица? Что было самое сложное на этом этапе?
- Возможно, это прозвучит смешно, но самым сложным в первый месяц было найти место или адрес события, на которое меня отправили в редакции. Так случилось, что я приехала в Киев утром в воскресенье, а в понедельник уже началась моя стажировка на радио «Эра». И следующие две недели я прожила в страхе, что меня никуда не возьмут. Меня часто отправляли «в поле», и в этот же день я должна была подготовить информационный сюжет в эфир. Каждый день я высчитывала свой маршрут по минутам, чтобы всюду успеть. Кстати, позже я заметила, что в 9 из 10 случаев люди, которые приехали из других городов лучше киевлян ориентируются в столице.
- Как найти свою радиостанцию? Как это произошло у тебя?
- Не искать ее. Я не искала конкретное радио (и, по правде, выбор не такой большой). В Запорожье возможность работать на радиостанции была только одна - туда я и устроилась. Не скажу, что от всей работы там я получала удовольствие. У меня были классные коллеги, я поняла, что такое работа в прямом эфире, познакомилась с пультом, научилась работать со звуком и монтажом. Но здесь я также сталкивалась с полным недоразумением со стороны руководства, так освобождаться и переезжать было невероятно легко. Уже в Киеве я устроилась на радио «Эра» отчасти потому, что там работала лучшая подруга, частично, потому, что тянуло к работе с такими темами, как политика, экономика, социалка. Почему-то в 20-22 года есть желание всем доказать, что ты такая классная и умная, во всех сложных темах разбираешься, всех спикеров знаешь, и основательный материал напишешь. Желание работать с такими темами не исчезло, но я теперь спокойно отношусь к тому, что могу совершенно чего-то не знать, и есть потребность задавать «тупые» вопросы. Где-то за полтора года радиостанция трансформировалась, и мы стали частью холдинга НВ. С предыдущего штата перешло около 10-15% коллектива, среди них была и я. Это были новые задачи, новый офис, новые люди - это дает сильный азарт, тем более, когда формируется действительно сильная команда из разных специалистов. Две недели у нас были тракты (имитация прямого эфира) перед запуском. И уже на том этапе я понимала, что хочу работать только здесь. Потому что на редакционную политику не влияет инвестор, нашим основным принципом работы был баланс мнений в эфире. И что важно, предлагалась хорошая зарплата. Еще и люди, несмотря на разные характеры, опыт и возраст, исповедуют одинаковые ценности в профессии.
- Какие навыки важны для современного радиожурналиста?
-Здесь я бы говорила о hard и soft skills. К первому я бы отнесла умение работать со звуками, написание коротких и понятных материалов, умение различать новости и темы, навыки начитки и знание английского. Ко второму - умение адаптироваться, любознательность, умение «думать звуками», то есть представлять, как будет звучать материал в итоге.
- Вспоминая себя студенткой и учитывая свой профессиональный опыт, что бы посоветовала нынешним студентам факультета журналистики?
- Больше практики. Даже если ее и так много. Возможно, у вас есть перечень любимых тем - начните с них. Если это политика, то узнайте больше о местной власти. Хотя бы фамилии, должности и области ответственности. Если это футбол, то выясните, как дела у местной команды. И выберите для себя несколько медиа, заслуживающих доверия, в которых, возможно, мечтаете работать. Читайте, смотрите, слушайте. Пожалуй, и все. Но не забывайте о личной жизни. Поверьте, сейчас у вас точно есть время и на друзей, и на семью, и на хобби.
- Сегодня много говорят об универсальности журналиста. Какое твое отношение к такому тренду?
- Не думаю, что этот тренд современный. Потому журналистов всегда воспринимают как людей, которые обязаны разбираться в многих темах. А это уже признак не только эрудированности, но и универсальности. Безусловно, чем больше ты умеешь, тем ты ценнее. Но надо делать акцент на своих сильных сторонах. Классно монтируешь и делаешь это с удовольствием - это твой талант. А параллельно можно работать над тем, что получается хуже, но все равно нравится. Я к тому, что не все могут написать вдумчивую аналитику о медицинской реформе, не все могут подобрать плейлист на неделю для радиостанции, не все могут создать эффект присутствия во время репортажа. Что-то всегда будет получаться хуже, а что-то лучшее.
- Ты работаешь в ньюзруме, интересуешься спортом и комментируешь спортивные события, а на сайте радиостанции ты обозначена как ведущая программы «Истории украинской музыки». Как удается совмещать? И что в приоритете?
- Надеюсь, что мне действительно удается все совмещать. Потому что иногда это похоже на поиск баланса, которого никогда не будет. В приоритете, безусловно, подготовка материалов для прямого эфира. Это ежедневная работа над несколькими темами, которые формируются на основании информационной картины дня. Программу о музыке я преимущественно формирую накануне выхода. А в течение недели договариваюсь с исполнителями о комментариях. То есть, это та работа, которая требует долгосрочного планирования и предварительного согласования. О комментировании спортивных событий - это собственная инициатива, которую поддержало руководство.
- Нередко люди, которые работают над новостями, довольно быстро «выгорают» и работа превращается в рутину. Как удается тебе удерживать интерес к работе информационщика?
- Во-первых, я просто обожаю узнавать новое. А ежедневно в новостях СТОЛЬКО НОВОГО. Это не истощает, а заряжает. Во-вторых, я из тех странных и редких журналистов, которые с легкостью могут не смотреть ленту новостей и соцсетей на выходных и в отпуске. Ведь все должно быть дозированным. Невозможно всегда быть «в курсе». Надо давать мозгу отдохнуть. А потом он тебя отблагодарит. В-третьих, у меня есть жизнь кроме работы и она достаточно насыщена событиями. И когда бывают периоды усталости (а они бывают у всех) от работы, я могу отдохнуть и не чувствовать за это вину.
- Во время учебы ты вместе с подругами часто ходила в походы. На сколько сохранилось это увлечение туризмом?
- Походы в горы, это одна из самых крутых вещей, которая случилась в студенческие годы. И осталась надолго. Это не просто идеальный способ "проветрить голову" и по-другому посмотреть на своих друзей. В горах можно с собой лучше познакомиться. И именно поэтому, я очень скучаю, потому что последний раз мы ходили в поход еще летом 2019 г. Вот 2020-й и здесь подтвердил свою плохую репутацию. Хочу исправить ситуацию в этом году.
- В свое время ты имела опыт экоактивизма, увлекалась туризмом. На сколько для журналиста важны подобные активности?
- Они точно не являются обязательными, как и многое в жизни. Но, если есть мотивация и желание - это супер. Опять же, повторяю свое мнение, что кроме работы должна быть другая жизнь. По крайней мере, мне это необходимо. И любая активность является частью личности. Это может быть как увлечение в свободное время, так и полноценная деятельность, например общественный активизм. Единственное уточнение - это не должно влиять на вашу беспристрастность в работе.
- Что самое сложное в работе радиожурналиста?
- Есть две сложные ситуации. Первая, когда нечего сказать. А тишина в эфире - это самое худшее для радио. Вторая ситуация, когда надо сказать очень много в ограниченное время. Приходится искать короткую и самую удачную форму.
- Какая она? Радиостанция твоей мечты?
- Радиостанции, которую создали журналисты за счет постоянных слушателей. И этих слушателей - миллионы. В таком варианте, как мне кажется, в полной мере реализуется сценарий «ответственность перед аудиторией = доверие к медиа».
Юлия Любченко