Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанник инженерного учебно-научного института, магистрант Carleton University и Teach Assistant and Research Assistant Carleton University (Оттава, Канада) Станислав Киян

В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается воплощение в жизнь проекта «Истории успехов выпускников ЗНУ». Сегодня в его рамках рассказываем об опыте профессионального становления и успеха выпускника бакалавриата инженерного учебно-научного института ЗНУ Станислава Кияна. В 2019 году Станислав закончил обучение по специальности 121 «Инженерия программного обеспечения», а сейчас учится на втором курсе магистратуры Carleton University (Оттава, Канада) по специальности Digital Media («Цифровые медиа») в Faculty of Information Technologies (факультет информационных технологий), одновременно работая помощником учителя и помощником по исследованиям (Teach Assistant and Research Assistant).
- Господин Станислав, как Вы выбирали специальность? Вас еще в школе очень интересовали компьютеры и программирование или кто-то посоветовал Вам именно эту профессию?
- Когда я учился в 9 классе, у нас в школе ввели электронный журнал, который никоим образом не влияет на успешность и был нужен только для того, чтобы родители видели оценки детей. Система журнала мне показалась очень слабой, поскольку ученикам и учителям раздали логины (наши фамилии) и шестизначные пароли. Я уже тогда знал, что это - лишь миллион комбинаций. Хотя с оценками у меня и было все в порядке, я решил из любопытства попробовать взломать электронный журнал. Для этого я самостоятельно изучил язык Object Pascal/Delphi, и за несколько месяцев обучения и написания программы мне удалось раскрыть пару учительских аккаунтов. Понимаю, что взлом - это плохо, и больше таким не занимаюсь, но это было для меня отличной мотивацией, поскольку практически любые программы общего применения уже написаны и находятся в свободном доступе. Сделать крутую игру в одиночку очень сложно, поэтому взлом конкретной системы - это один из немногих вариантов, как сделать что-то уникальное и потенциально не бесполезное.
С 10 класса у нас начали преподавать программирование в школе, и у меня появилась возможность принять участие в олимпиадах по этому направлению. Я преуспел: дважды выиграл районную олимпиаду и дважды занял 2 место на областной.
- Как именно вы выбрали учебное заведение?
- Моя мама работает в IT-отрасли, ее коллеги посоветовали Инженерную академию как лучшее заведение высшего образования в Запорожье, где готовят программистов. Из своего опыта работы с коллегами я тоже считаю его лучшим.
- Господин Станислав, какие Ваши самые яркие воспоминания об обучении на кафедре программного обеспечения автоматизированных систем инженерного учебно-научного института ЗНУ?
- Прежде всего, это - получение действительно полезных знаний по профильным дисциплинам, которые мне пригодились в дальнейшей деятельности. Еще, конечно же, сдача лабораторных работ, общение с преподавателями, тусовки с одногруппниками и участие в олимпиадах.
- Кто из преподавателей Вам больше всего запомнился и чем именно?
- У меня много любимых преподавателей, и лучшие из лучших - это Ирина Анатольевна Скрипник, Валерий Иванович Заец, Елена Николаевна Михайлуца, Наталья Петровна Полякова, Василий Иванович Попивщий и Анатолий Игоревич Безверхий. Они все специалисты в своих областях, и, что самое важное, умеют научить студентов, которые хотят учиться. Искренне надеюсь, что у них все всегда будет хорошо, и вдруг это как-то повлияет, очень прошу поднять им всем зарплату, и учителям в целом, поскольку это - огромный труд, который должен оплачиваться, как минимум, на уровне с зарплатой программистов. К сожалению, на данный момент зарплаты преподавателей в учреждениях высшего образования Украины и Канады даже сравнить нельзя.
Отдельно хочу отметить Ирину Анатольевну Скрипник за ее титанические усилия в обучении студентов и полную отдачу своему делу.
- Что такое программа MITACS? Расскажите, пожалуйста, о своем участии в этой программе.
- MITACS – это программа, с которой можно уехать в Канаду на все лето проводить исследования практически с любой специальности. Программа доступна, начиная с конца 3 курса бакалавриата. Вы подаете свое резюме с технологиями, которые знаете. Далее там есть огромный список с исследованиями в университетах всей Канады, на его основе создаете список из 7 интересных для вас исследований в нужном приоритете и ждете. А потом, если вас выберут, с вами свяжутся, могут вызвать на интервью или сразу взять. После окончания исследования, если вас порекомендует профессор (даже если вы не успели завершить исследование), вам предоставляют грант в 15000 канадских долларов на получение образования в Канаде. Половину денег дают в первый месяц обучения в магистратуре, вторую - в первый месяц второго семестра. К сожалению, как правило, этих денег хватает только на первый год обучения, а магистратура в Канаде продолжается 2 года. Всем советую подавать на участие в программе, там даже тест по английскому сдавать не нужно, я знаю людей, которые участвовали с практически нулевым знанием английского.
Меня взяли на исследование виртуальных джойстиков на мобильных устройствах: какие джойстики удобные? Само исследование было не очень сложным для моего уровня, но было очень интересным. Мне повезло, что я попал в столицу, я смог посетить Торонто, Ниагарский водопад, провинцию Квебек (города Квебек и Монреаль) и еще несколько мест - все в свободное от исследования время. Также я познакомился со многими студентами из Украины, Мексики и Индии, с несколькими из них мы стали друзьями и общаемся до сих пор. Потом мне дали грант на обучение в Канаде, и я решил им воспользоваться. К счастью, профессор, с которым я проводил исследования, мне очень помог и устроил меня помощником учителя и помощником по исследованиям (Teach Assistant and Research Assistant). Таким образом, зарплаты из этих должностей хватает на покрытие стоимости обучения, а гранта от MITACS хватает на жизнь.
- Насколько похожи образовательные системы Украины и Канады и чем они отличаются?
- Системы обучения в магистратуре очень отличаются (я не получал степень магистра в Украине, но у меня много друзей-одногруппников, которые мне рассказывали, как это происходит). Самое главное - это то, что у нас в магистратуре продолжают давать профильные знания, а в Канаде (Mastership) учат, как проводить исследования. В Канаде, если ты поступил в магистратуру, скорее всего, ты хочешь стать ученым или преподавателем в заведении высшего образования. Мне нужно было провести исследования по всем дисциплинам, которые я посещал. Еще одно отличие, это то, что студенты сами выбирают, какие предметы посещать, однако в некоторых вузах Украины так же.
Не поймите меня неправильно, это не значит, что в Канаде получать образование в магистратуре лучше, и, если я хочу работать программистом, оно даже хуже с точки зрения полезности материала. Просто там цель обучения другая.
- Как Вы адаптировались к обучению в другой стране? Хватает Вам знаний, которые Вы получили на кафедре программного обеспечения автоматизированных систем инженерного учебно-научного института ЗНУ?
- Самое сложное, конечно, это - язык. Экзамен IELTS академического уровня - это сложный экзамен в моей жизни! Я несколько месяцев готовился с репетитором, чтобы его сдать. Профильных знаний более чем хватает, на мой взгляд, у нас дают больше знаний на уровне бакалавра, чем в Канаде, и это - без шуток.
- Когда Вы начали работать? Это было во время студенчества или уже по завершению обучения в инженерном учебно-научном институте ЗНУ?
- Я начал работать с середины второго курса, еще когда учился в ЗГИА. Мне предложили поработать в местной фирме неполный рабочий день, я пошел на собеседование, и меня взяли. А когда в конце года в университете была практика, я позвал на мою фирму друзей-одногруппников, их тоже взяли, и нам было очень весело работать вместе.
- Какой Вы видите свою дальнейшую карьеру?
- Я вижу себя программистом. Хочу стать синьором и архитектором программного обеспечения. Сейчас у программистов не принято долго работать в одной фирме, но надеюсь когда-нибудь поработать в одной из фирм-гигантов индустрии (Google, Microsoft и т.д.).
- Господин Станислав, а какие Ваши увлечения? Как Вы проводите свое свободное время?
- Мне нравится читать, играть на гитаре и фортепиано. Из спорта люблю волейбол, горные лыжи и сноуборд. И, конечно, компьютерные игры, куда же без них. Иногда занимаюсь хакерством, но без нарушений закона.
- Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
- Побольше участвовать в различных программах и конкурсах, даже если нет шансов на успех. Вы, как минимум, чему-нибудь научитесь. Всегда можно поискать варианты программ в интернете, а также спросить у преподавателей.
- Что Вы посоветуете выпускникам школ, которые сейчас выбирают будущую профессию?
- Попробовать себя в программировании, и, если понравится, получать образование программиста. Можно сделать то же самое и с другими профессиями, правда, не со всеми такое удастся.
Именно для школьников-программистов хочу посоветовать следующее: не слушайте маму, которая говорит вам, что взламывать что-то плохо, или друзей, которые говорят, что вы это все изучите позже в заведении высшего образования, или просто зовут вас поиграть на компьютеры вместо вашего увлечения. И учите сразу C#, Java, C ++ или JavaScript. Pascal - уже устарел.
А всем без исключения советую попробовать поучиться программированию в любой интересующей вас отрасли (можно и самостоятельно, у меня много знакомых-самоучек). А если понравится программировать, конечно же, становитесь программистами и зарабатывайте много денег.
Инженерный учебно-научный институт