Мне посчастливилось попасть в тройку студентов Запорожского национального университета, которые стажируются сейчас в Швеции. По программе «Мосты к демократии» будущие «акулы пера» Евгения Богданова, Павел Коваленко и я 10 месяцев будем изучать журналистику. Хотя наш вуз и называется «Технический университет города Лулео», факультет, на котором мы учимся – музыки и медиа-продукции – расположен в городе Питео.
Все расходы на поездку взял Шведский институт (общественная организация, которая представляет интересы Швеции за границей). Каждые три месяца нам начисляется стипендия в размере 8 тысяч шведских крон - минимальный прожиточный минимум в этой стране (приблизительно 1200 долларов США). Кстати, если владеете английским языком и имеете в банке 72 тысячи крон (подтверждение того, что можете себя содержать), можно на год приехать на учебу в Швецию. Образование здесь бесплатное, но для иностранцев никаких стипендий нет. Но лучше поторопиться – для граждан стран, не состоящих в Европейском союзе, учеба вскоре станет платной.
Для стажировки мы не подавали никаких заявок, не проходили и конкурсов. Все началось с приезда шведских студентов в Запорожье. Ребята писали материалы об Украине, а нас, будущих журналистов, попросили им помочь. Через время из Технического университета Лулео пришло приглашение для троих запорожцев – и сотрудники Учебного Медиа-центра (именно эта структура сотрудничает с университетом Лулео) по рекомендациям наших преподавателей выбрали «подающих надежды студентов».
Со сбором пакета документов - анкета, копия загранпаспорта, фото и приглашение из шведского университета – проблем не было. А вот ожидание ответа показалось нам долгим. В консульстве Швеции в Украине сказали, что сообщат результат через месяц. В итоге, ждали полтора.
АЛКОГОЛЬ – ПО ПАСПОРТУ
Стокгольм встретил нас дождем. Аэропорт «Арланда» показался мне больше и спокойнее шумного «Борисполя». Из Стокгольма вылетели в Лулео, на север скандинавской державы. Там нас встретил наш новый, временный, декан Ларс Холлберг и на своей машине отвез в Питео (во время поездки мы оценили отличное качество шведских дорог).
Поселили нас в студенческом городке Анкаш. От него до нашего университета 15 минут ходьбы. По желанию, можно идти и через лес. Кстати, многие шведы, вне зависимости от возраста, ходят с лыжными палками (тренируются к лыжному сезону) либо просто бегают в нем. В теплое время все дорожки, для ночных бегунов, освещаются.
В Анкаше нет ни комендантов, ни охраны – за всем следят сами студенты. Но если что поломается – здесь же, в городке, живет и обслуживающий персонал. В каждом общежитии на видном месте – информация с телефонами и адресом технического «куратора» городка.
Чистота, порядок, тишина, безлюдье – первое, на что обращаешь внимание по прибытии в студгородок. Паша, мой сосед по комнате, даже сетовал вначале: мол, куда мы попали? Где все люди?
Впрочем, так было до первой пятницы! В последний день «трудной» учебной недели Анкаш превращается в улей! Песни, громкая музыка, вечеринки, душераздирающие вопли (и такое бывает) – главный признак пятницы. Мы даже окрестили ее «питницей». Студенты гуляют на полную!
К примеру, в одну из пятниц мне удалось побывать аж на трех вечеринках! Первая – у знакомой американки Марии. Вторая была у незнакомого парня, который отмечал свой день рождения. Поздравить его в небольшую двухкомнатную квартиру пришло человек тридцать! После гулянки вся компания дружно переместилась в студенческий клуб «Корен» - он через дорогу от нашего вуза. В нем-то и проходят все университетские вечеринки и дискотеки. Но, несмотря на «пятничное» поведение молодежи и на небольшой беспорядок, пятница – единственный день, когда все так отдыхают. Если и пить, то в меру. В Питео всего один магазин крепких напитков (пиво можно взять и в супермаркете, но оно низкого качества). По выходным он не работает. Алкоголь продается людям старше 20 лет. Чтобы купить бутылку вина, мне, кстати, пришлось показать паспорт.
НОРДИЧЕСКИЙ БЫТ
Сам Анкаш состоит из 11 двух-, трех- и четырехэтажных общежитий с несколькими автомобильными стоянками. В комнатах евроремонт. Но до люксов они не дотягивают: нет телевизора и кондиционера. Да и надо ли? «Апартаменты» напоминают однокомнатную квартиру: кухня, ванная, гостиная/спальная. На кухне небольшой раздвижной стол, печь с вытяжкой. В коридоре вместительный холодильник, вешалки для одежды, шкаф. В ванной – туалет и душ. В «гостиной» - кровать, диван, стол для компьютера и шкаф для книг. Их, кстати, никто и не брал.
При перелете у нас было ограничение на багаж – не больше 20 кг, не считая ручной клади. Брали самое необходимое: одежду на четыре сезона, ноутбуки, еду (первое время это очень себя оправдало), ванные принадлежности, лекарства и около 200 евро (мало ли что). А всю посуду – от вилочек и лопаток до тарелок, кастрюль и сковородок– нам выдали под залог в 1 тысячу крон.
В СЕМЕСТР ШТУДИРУЮТ ДВА ПРЕДМЕТА
Проучившись два месяца в шведском университете, понимаешь, что пословица: «Тяжело в учении, легко в бою!» не касается здешних студентов. Представьте, в семестр они штудируют всего… два предмета! Сугубо профильные. Для нас сделали исключение. Будем изучать четыре. Это: новостная журналистика, цифровая фотография, телевизионная продукция (читайте - тележурналистика) и шведский язык.
По одной программе с нами, украинцами, учатся и россиянки - из Мурманского педагогического университета. Отрадно, что, несмотря на все межгосударственные трения и непонимания между нашими странами, запорожцы и мурманчанки на чужбине с первых минут сплотились и подружились. Так и живем: помогаем друг другу и в быту, и в учебе.
Процесс обучения я представлял вовсе не таким. Думал, что вначале нам предложат список предметов на выбор. Ошибся. Все было определено за нас на этот семестр. А вот на следующий нам предоставили полную свободу выбора!
Учеба в корне не похожа на украинскую и российскую! В Украине студенты учатся 5, иногда 6 дней в неделю. В семестре изучается более 10 предметов. Но здесь по-другому: в неделю у нас по три пары, не считая шведского языка. Занятия идут по шесть часов в день: три часа до обеда, час обедаем и снова учимся три. Только шведский у нас два раза в неделю, по полтора часа. Учится он легко и напоминает немецкий.
Повезло нам и с преподавательницей. Кроме английского и шведского, она владеет еще литовским и русским языками, самостоятельно изучает итальянский. Да и группа (по изучению шведского) у нас собралась интернациональная: с украинцами и россиянками вместе занимаются англичанка, болгарка, канадцы и американцы.
Несмотря на небольшое количество предметов, акцент скандинавского образования - практика. Количество пар с лихвой компенсируется заданиями. К примеру, для пары по телепродукции нам задали снять интервью с кем-то из студентов. Когда сделали и немного познакомились с программой по монтажу – сами должны и монтировать. Следующее задание: надо снять в паре минутный ролик о Швеции. Темы выбирали разные: от рекламного сюжета сервис-центра университета (в нем выдают всю технику) до шведских лосей и того, что в Питео все спокойно и ничего чрезвычайного не происходит. В Украине студенты тоже снимают и монтируют сюжеты, но, как правило, после долгого курса практики. Для зачета по телепродукции каждый из студентов станет ведущим собственной передачи.
По-своему интересными оказались и пары по цифровой фотографии. Преподаватель, шведский фотограф Стефан Веннман, неоднократно бывавший в Запорожье, часто показывает родные нам края, сфотографированные им. На мой взгляд, делает он это, чтобы научить нас видеть необычное в обыденном и потом передать это на фотографиях. На парах Стефана (в Швеции людей всех возрастов называют по имени) мы учимся фотографировать при разных функциях фотоаппарата, делаем портреты, пейзажи, фотоистории. Кульминацией этого курса будет фоторепортаж. Тему каждый должен придумать самостоятельно. А если кто-то не справляется с заданием, оно остается на следующую пару. И никто не просит тебя его выполнить – ты обязан его сделать, и всё.
КСТАТИ
Шведы не платят за высшее образование и получают стипендию от государства - 2-3 тысячи крон в месяц. Если студентам не хватает этих денег (к примеру, они иногородние), то можно взять и государственный кредит (около 5 тысяч крон в месяц). Сумма займа зависит от возраста и количества лет обучения. Через 6 месяцев после окончания вуза студент должен начать возвращать деньги. На протяжении 25 лет он выплачивает правительству от 7,5 до 12 тысяч крон в год (сумма немного растет к окончанию срока). Так и оплачиваются добытые ранее знания.
Автор: Самокиш Игорь, Индустриальное Запорожье